В настоящее
время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих
систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного
процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания
педагогов. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям
каждый год, важно, чтобы учащиеся умели самостоятельно мыслить, учиться,
работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в
разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, навыки,
потому что этим придется заниматься всю последующую жизнь.
Модернизация российского образования с
неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к
преподаванию в школе VIII вида. Обращение к
нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность
каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность.
Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов.
Проект –
специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся
созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий
метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
Основная
цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного
приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые
требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте
отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Одной из
технологий, обеспечивающей лпчностно-ориентированное воспитание и обучение,
является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие
современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от
других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю
возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное
контактами, опирающееся на совместный труд, и увидеть реальные результаты
своего труда. Предлагаю конспект урока с использованием проектной деятельности.
Тема: Город.
Цель: формировать обобщенное представление
о городе.
Задачи:
образовательные:
1 уровень:
- учить
узнавать, показывать и называть (по возможности) город на иллюстративном
материале;
2 уровень:
-
формировать представление о городских объектах как о составляющих города;
-
формировать представление о населении города;
-
формировать представление об адресе;
-
формировать понятие «столица»;
3 уровень:
-
формировать умение сравнивать;
-
формировать умение подбирать более точное слово к картинке из родственных имен
существительных и из слов-синонимов (дома, домики, домишки, домищи,
многоэтажки, небоскребы);
- закреплять
умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и
числе;
- закреплять
умение образовывать имена прилагательные от родственных имен существительных;
развивающие:
- развивать
речь;
- развивать
мышление;
- развивать
мелкую моторику;
воспитательные:
-
воспитывать любовь к своему городу, уважение к его истории и традициям;
- пробудить
желание сохранить его культуру и красоту.
Оборудование: картинки с видами города и села, компьютер, презентация «Город», слайды по теме
«Дома», мозаика, фотографии и картинки с видами города Санкт-Петербурга и
Красной площади в Москве, карточки-слова, заготовки и клей для изготовления
книжки-раскладушки, подкладная доска, фонограммы «Звуки города», карточки с
дорожными знаками, «карта» города с названиями улиц, где живут дети и где
находится их школа, карточки с именами детей, конверт с адресом, карточки со
словами-названиями и признаками, звуки разных видов транспорта (метро, поезд,
троллейбус, мотоцикл, сирена скорой помощи), фишки, плакат «Правила поведения
заботливого горожанина», плакат «Спеши увидеть» (ТЮЗ).
Ход урока.
1.
Вступительная
беседа.
Когда вы сегодня шли в школу, что видели? (Много машин, на дорогах
пробки, много людей спешат на работу и учебу, много реклам на зданиях, строится
много новых высотных домов, около метро
очень много людей, в каждом районе города устанавливают елку.)
Много людей, много высоток, много транспорта, много улиц и широких
проспектов – это всё признаки города или села?
2.
Объявление
темы и цели урока.
О городе, его составляющих элементах и его жителях будем говорить сегодня
на уроке.
Люди живут в городах и селах. (Появляется слайд№1 «Город и село».)

Давайте сравним, чем город отличается от села:
Село занимает маленькую территорию, а город … .
В селе мало домов, а в городе … .
В селе в основном дома одноэтажные, иногда встречаются двухэтажные, а в городе …(многоэтажные) .
В селе избы низкие, а в городе дома … .
Как называются очень высокие дома в городе? (Небоскребы.)
В селе дома маленькие, а в городе … .
В селе мало жителей, а в городе … .
В селе нет заводов, а в городе … .
В селе одна церковь, а в городе … .
В селе один магазин, а в городе … .
В селе одна школа, а в городе … .
В селе только улицы, а в городе улицы и широкие проспекты.
Проспект в городе широкий, а улица … .
В селе люди ходят пешком, в городе передвигаются на транспорте.
В городе трамвай ходит медленно, метро - … .
В селе из мест культурно-массовых развлечений только один клуб, а в
городе … (театры, кинотеатры, музеи, цирк, концертные залы, филармонии, музеи,
стадионы, парки).
2-ой уровень показывают на картинках театр, цирк, кинотеатр, стадион,… .
3.
Повторение
знаний о Санкт-Петербурге.
Предлагаю 2 картинки с видами Санкт-Петербурга и 1 с видом Красной
площади в Москве.
- Назовите эти места.
- Это виды города или села?
- Что лишнее? Почему? (Красная площадь в Москве, а … в Петербурге.)
- В какой стране находятся эти города? (РФ.)
- Кто президент РФ?
- Какой главный город в РФ?
- Как по другому называют главный город страны? (Столица.)
- Как называют жителей РФ? (Россияне.)
- Как называют жителей села? (Сельские жители, сельчане.)
- Как называют жителей города? (Горожане.)
- Как называют жителей Москвы? (Москвичи.)
- Как называется наш город? (Санкт-Петербург.)
- Как называют нас, жителей СПб? (Петербуржцы.)
- Как называют жителей СПб женского пола? (Петербурженки.)
- Где находится главная площадь страны? (В Москве.)
- Как она называется? (Красная.)
- Как называется главная площадь в нашем городе? (Дворцовая.)
Найдите её среди картинок. Это любимое место Павла в городе. Он написал
об этом рассказ. Послушаем его. Понравился он вам?
4. а) Оформление книжки-раскладушки «Любимые места в нашем городе».
Мы все подготовили свои рассказы о любимых местах. На прошлых уроках вы
выступали в роли писателей, составляли рассказы, набирали тексты на компьютере.
А сегодня мы будем иллюстраторами, потому что к рассказам в книжке нужно найти
соответствующие иллюстрации.
Дети 3-его уровня читают мини-сочинения, написанные ранее; дети 2-3
уровня - выбирают картинку этого места в городе; приклеивают материал об
отдельном объекте на новой странице.
- Сегодня мы соберем все ваши
рассказы и создадим книжку с общим названием «Любимые места в нашем городе».
(Название читает ученик.)
- О каком месте города прочитал Павел? Найдите иллюстрацию к этому
рассказу.
- Женя Д., прочитай свое сочинение. Найдите картинку с видом храма Спас
на крови.
- Я прочитаю рассказ о Маринином любимом месте. Как называется ее любимое
место? Выберите картинку с видом парка
Сосновка.
- Алина, как называется твое любимое место? Кого ты видела в зоопарке?
Что делают работники зоопарка? Что делают ветеринары? Я прочитаю рассказ о
зоопарке, любимом месте Алины. Выберем иллюстрацию к рассказу.
- Осталась одна картинка. Узнали, что это? (Театр.) Как называется твой
любимый театр, Женя Е.? (ТЮЗ.) Что такое ТЮЗ? Что там можно увидеть?
(Спектакли.) Какой твой любимый спектакль? («Белоснежка и семь гномов».) Кто
приходит в театр? (Дети и школьники.) Что еще есть в фойе театра? (Выставка
рисунков и поделок.)
Вот такая книжка у нас получилась. Нравится она вам? Ее можно дать
почитать ребятам из 11-ого класса. Как вы думаете: им это будет интересно? Так
мы и сделаем на перемене.
а) Мы читали рассказ о ТЮЗе. Это место полюбилось нам всем, потому что мы
увидели там много интересных поучительных спектаклей, о чем свидетельствует
созданный нами плакат с рекламами просмотренных нами спектаклей. Давайте
вспомним и назовем их.
б) Мы составили книжку из рассказов о наиболее любимых вами местах. Но
наш город – один из красивейших городов мира, и каждое место, каждый памятник,
здание достойны внимания. Поэтому много туристов приезжают в наш город
полюбоваться красотой. Давайте посмотрим ваши раскраски и вспомним, какие
достопримечательности (о которых мы не упоминали в книге) изображены на них.
5.
Работа
с «картой» части города. Повторение адресов.
Весь город очень большой. Чтобы легче было налаживать жизнь горожанам,
город делится на части, называемые районами. Наша школа находится в каком
районе? (Калининском.)
Рассмотрим часть города, в которой мы учимся и живем. Перед нами «карта»
части нашего города. Карта представляет собой очень сильно уменьшенный в
размерах вид сверху города. Поэтому тут не видны отдельные дома, а целые
кварталы выглядят маленькими многоугольниками, а улицы вытянулись длинными
полосами. Но одни полоски поуже, это улицы. А другие полоски пошире. Как
называются широкие улицы? (Проспекты.) Встречаются в городе и короткие улочки,
которые называются … (переулками). Зеленые улицы, предназначенные для пеших
прогулок, называются … (бульварами). Еще на карте видны места в форме круга, от
которых отходит несколько улиц. Как называются эти места? (Площади.)
Учащиеся 3-его уровня читают на полосках названия улиц, находят эти
названия на карте, приклеивают.
- Знакомы вам эти названия улиц? (Да, это улицы, на которых живут наши
ребята.)
- Сейчас … (3 ур.) будут читать имена наших ребят. Чье имя прозвучит, тот
называет свой адрес, и мы его имя размещаем на карте на его улице.
- А давайте найдем на карте нашу школу. Назовите адрес её.
- Кто из ребят нашего класса ближе к школе живет? А кто дальше всех от
школы?
- А как одним словом можно назвать название улицы и номер дома, где живет
человек? (Адрес.) (Показываю конверт с адресом.)
- А зачем нужно знать адрес? (Если потерялся, то люди помогут найти твой
дом по адресу, найти любого человека, магазин, аптеку можно, зная адрес).
- У каждого здания (жилого дома или любого другого строения) есть свой
адрес. Это очень важное достижение людей. Ведь благодаря адресу можно найти
человека, прийти в гости, вручить посылку или письмо, телеграмму, найти любой объект
в городе).
6. а) Задание на компьютере подписать слайды (выделить жирным шрифтом
подходящее слово из двух предложенных). (3 уровень)
- На картинках дома, но разные. Их и назвать можно по-разному. Выбери
подходящие картинкам слова-названия. (Домишки, дома, многоэтажки, домищи,
небоскребы.) Почему ты сделал такой выбор?
Слайд №2:

Слайд №3:

Слайд №4:

Другой ученик (3 уровень)
соединяет слова двух столбиков на карточке по смыслу:
Город
Переулок
Площадь
Двор
Парк
Проспект
Улица
Зеленый
Главная
Уютный
Красивый
Любимая
Маленький
широкий
Собрать из разрезной мозаики картинки с видами Санкт-Петербурга. (2-ой
уровень)
б) Проверка.
в) Образование имен прилагательных от имен существительных.
- Вспомните, какие дома построили три поросенка из известной сказки?
Ниф-Ниф построил из соломы. У него дом какой? (Соломенный). Нуф-Нуф – из
прутиков. Его дом… (прутиковый). А Наф-Наф построил дом из кирпича. У него дом
какой? (Кирпичный). А у кого из поросят самый прочный дом?
- А как назовем этот дом из камня (каменный), из дерева, из блоков, из
бревен, из панелей? (Слайды из задания «Дома»).
7. Отгадывание звуков разных видов
транспорта (метро, поезд, троллейбус, мотоцикл,
сирена скорой помощи)
На улице много звуков можно услышать. Сейчас проверим, кто внимательней.
Отгадайте (3-ий уровень назовите, а 2-ой уровень покажите на картинках), что
звучит.
8. Повторение знаков дорожного движения.
- На улицах города много транспорта. Это важное достижение людей.
Транспорт помогает перевозить людей и товары, строить, помогает в экстремальных
ситуациях, но вместе с тем транспорт представляет и большую опасность, так как
движется он на большой скорости, а остановить его мгновенно невозможно. Поэтому
нужно соблюдать правила безопасного поведения, чтобы сохранить свое здоровье и
здоровье окружающих. На дороге есть для этого помощники, которые подсказывают,
как себя вести на дороге, информируют и запрещают. Как они называются?
(Дорожные знаки.)
Проверим, как вы знаете дорожные знаки. Посмотрите на карточки. Одни
знаки выделяются ярким цветом. Какой это цвет? В какой фигуре они нарисованы?
(В круге.) Эти знаки запрещают или разрешают? Как они называются?
(Запрещающие.) Как называется этот знак?(Движение пешеходов запрещено.)
Другие знаки нарисованы на каком по цвету фоне? В какой геометрической
фигуре они находятся? (В прямоугольнике.) Что они делают? (Информируют.) Как
они называются? (Информационно-указательные.)
Назовите, какие информационные знаки вы видите. О чем они информируют?
(Пешеходный переход, место остановки автобуса.)
9. Повторение правил поведения в городе по изготовленному ранее плакату.
Игра «Какой ты житель города». Прочитай и положи фишку, если ты так
поступаешь, и не клади, если так не делаешь.
Учащиеся и учитель по очереди читают правила, а дети выкладывают фишки
после каждого правила.
Не бросай бумажки на улице.
Не рви цветы на клумбе.
Не рисуй на стенах в подъезде и лифте.
Не кричи громко в общественных местах.
Не ломай ветки на кустах и
деревьях.
Не обижай детей на детской площадке.
- Посчитай свои фишки. Если ты получил шесть фишек, то эти слова о тебе.
Прочти их:
Ты – заботливый горожанин!
10. Итог урока.
- Что больше всего вам понравилось делать на уроке?
Комментариев нет:
Отправить комментарий