Я заметила: когда материал интересен ребенку, когда эмоциональный настрой учащегося достигает наивысшей точки подъема – идет бурное развитие ученика, ребенок творит чудеса.
Так на празднике «Золотая осень» для игры «Носатики» была приготовлена огромная корзина с чудными дарами : овощами и фруктами. Здесь и огромный кабачок, и кудрявая петрушка, и румяное яблоко, и аппетитная тыква… Отгадывание плодов с закрытыми глазами очень понравилось ребятам. М., которая не говорит, а произносит лишь звуки и отдельные слоги, придя в восторг от азарта, удовольствия от успеха (она угадала плод!), одолеваемая огромным желанием поделиться своим знанием и убедить всех в своем успехе, четко и абсолютно чисто сказала (впервые!): «Огурчик!»
Поэтому очень важно в работе с «Особыми детьми» урок строить на интересе.
Вот сценарий этого урока-праздника.
Урок-праздник по предмету «Развитие речи и окружающий мир».
Тема: осень.
Цель: обобщить знания учащихся об изменениях в живой и неживой природе осенью.
Задачи:
образовательные:
- дать обобщенное представление о признаках осени,
- дать представление о том, как различные животные приспособились к изменениям в природе,
- дать представление о занятиях людей осенью,
коррекционные:
- развивать речь,
- развивать внимание,
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: фланелеграф, детали для изображения «лица» осени, игры «Сад» и «Огород», корзина с овощами и фруктами, игра «Листочки», подносы с пирогами.
Ход урока.
Вход в зал под звуки «Оранжевой песни».
Учитель:
Под эти веселые, радостные звуки песни мы вошли в этот уютный зал, где так много добрых, приветливых гостей. А то, что весело и много гостей означает, что сегодня у нас праздник. А какой праздник подскажет нам загадка:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? … (Осень.)
А какая она, осень? Давайте составим ее портрет. Какие приметы осени вы знаете?
Листопад. Летят, кружатся разноцветные листья. (На фланелеграфе появляется круг из разноцветных листьев.) Иногда нахмурится она тучкой, заплачет маленькими слезами-капельками. (Появляется «челка» Осени в виде дождевой тучки.) А иногда заревет слезами-ручьями. (Добавляю к портрету серьги-капли.) Но она добрая, щедрая: много вкусных, полезных овощей и фруктов принесла она нам в подарок. (Появляются «глазки» из плодов шиповника, «ротик» из плодов рябины.) Вот такая она красавица! Нравится вам она? Поаплодируйте Осени.
Ну давайте вместе скажем:
«Здравствуй осени пора!»
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем,
Листья там горят огнем!
Учитель:
Проходи, проходи, Осень. Будь нашей гостьей. Мы очень рады твоему приходу и дарим тебе эти теплые слова.
Ученик читает стихотворение «Осень».
Осень:
Что же, все скорей вставайте, дружно песню запевайте.
Дети исполняют песню «Осень в гости к нам идет».
Осень:
А пришла я к вам не одна, а с тремя братьями – осенними месяцами. Узнайте их.
Сентябрь:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лето,
Посмотрите – осень в золото одета!
Октябрь:
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Ноябрь:
Земля остыла, улетели птицы,
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом и первым снегом
Ноябрь уж укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.
Учитель:
Осень со старшим месяцем сентябрем очень постарались. А вот и ветерок подул. Листья словно золотые сыплются дождем. И песенка наша золотая. Давайте возьмем листочки и потанцуем с ними.
Дети исполняют танец с листочками.
Учитель:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят!
Вот и к нам сколько листьев прилетело. Здесь и желтые, и красные, и оранжевые! Очень красивые!
Есть здесь резные листья березы, вычурные листья клена, есть дубовые листочки. (Показываю.)
Игра «Кто быстрее соберет листочки?» (Один ученик собирает листья дуба, другой – клена, третий – березы.)
Учитель:
Да, яркая, нарядная осень. Но бывает и так: нахмурится осень, набежит тучка, например, вот такая (выходит ученица в костюме тучки.)
Тучка:
Я тучка осенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная.
Если только захочу –
Всех вас дождиком смочу!
Учитель:
Тучка, тучка, подожди,
Убери свои дожди!
Мы про капли песню знаем
И тебе ее подарим.
Звучит песня «Капельки».
Учитель:
Знакома вам такая картина:
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
Но в нашей песенке дождик вовсе не такой затяжной. Маленький, теплый, он играет с ребятами в догонялки.
Звучит песня «Дождик».
Такой маленький теплый дождик называют еще и грибным, потому что после него идут в рост грибы. И нам пора в лес за грибами.
Теперь тропинкой узкой
Свернем-ка с вами в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
А какие грибы выросли на нашей полянке, они сами нам подскажут. Слушайте внимательно загадки.
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Осеннею порою
Притаился … (боровик).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как пеструшка,
Ядовитый … (мухомор).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик).
Учитель:
Но хочется услышать
И хочется проверить,
Как к зиме готовятся
Все лесные звери!
Давайте дальше по тропинке в лес пойдем, посмотрим, какие зверушки живут в лесу и как они хлопочут осенью.
Звучит песня «По тропинке в лес пойдем».
Еж:
Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю.
Сейчас я листья собираю,
В кучу их потом сгребаю.
Будет мне тепло зимой
Под листвою золотой.
Заяц:
Зайка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Медведь:
Мы к зиме берлогу роем,
Будем спать мы в ней зимою.
Любим мы зимой поспать,
Лапу вкусную сосать.
Белочки:
Осень! Осень! Нас послушай
И орешков наших скушай!
Мы все лето их сушили,
А потом в дупле сложили.
Там еще грибочки есть,
Всех запасов и не счесть!
Филин:
Ух-ух-ух-ух,
Ночь настала, я кричу
Ух-ух-ух-ух.
Все полянки облечу
Ух-ух-ух-ух.
Я один в лесу не сплю
Ух-ух-ух-ух,
За порядком я слежу.
Учитель:
Что ж, теперь я вас хвалю, потрудились вы, смотрю.
Еж приготовил постель из мягких листьев, медведь лег в берлогу. Белочка запасла грибов и орешков, ей не страшен голод. Заяц в ненастные зимние дни будет глодать кору деревьев, а неутомимый филин сторожить лес.
Осень – бойкая пора. Не только лесные звери делают заготовки. Идут работы в полях, садах и огородах.
Осень – славная пора.
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
Игра «Сад».
Какие фрукты поспели в саду? Отгадайте. (Отгадки появляются на «дереве» на фланелеграфе.)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы.)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко.)
Игра «Огород».
(На «грядках» на фланелеграфе семена культур: подсолнечника, тыквы, огурца, гороха, фасоли и арбуза. Чьи это семена? Что здесь вырастет? Разместите плоды на грядках в соответствии с их семенами.)
В огороде тоже урожай.
Все, что хочешь собирай!
Мой огород в образцовом порядке.
Как на параде построились грядки.
Пусть на этих грядках
Вырастут отгадки.
Игра «Носатики».
Из корзины достать плод. Отгадать, что это. (Глаза закрыты.)
Мы платочек поднимаем,
Что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Корзинка!
А в корзинке… (урожай.)
Давайте весь урожай соберем в корзинку.
Хоровод «Урожайная».
Осень:
Принесла я вам муки -
Значит будут пироги.
Принесла вам гречки –
Каша будет в печке.
Принесла вам овощей
И для супа, и для щей.
Осень дает свои дары ребятам.
Так на празднике «Золотая осень» для игры «Носатики» была приготовлена огромная корзина с чудными дарами : овощами и фруктами. Здесь и огромный кабачок, и кудрявая петрушка, и румяное яблоко, и аппетитная тыква… Отгадывание плодов с закрытыми глазами очень понравилось ребятам. М., которая не говорит, а произносит лишь звуки и отдельные слоги, придя в восторг от азарта, удовольствия от успеха (она угадала плод!), одолеваемая огромным желанием поделиться своим знанием и убедить всех в своем успехе, четко и абсолютно чисто сказала (впервые!): «Огурчик!»
Поэтому очень важно в работе с «Особыми детьми» урок строить на интересе.
Вот сценарий этого урока-праздника.
Урок-праздник по предмету «Развитие речи и окружающий мир».
Тема: осень.
Цель: обобщить знания учащихся об изменениях в живой и неживой природе осенью.
Задачи:
образовательные:
- дать обобщенное представление о признаках осени,
- дать представление о том, как различные животные приспособились к изменениям в природе,
- дать представление о занятиях людей осенью,
коррекционные:
- развивать речь,
- развивать внимание,
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: фланелеграф, детали для изображения «лица» осени, игры «Сад» и «Огород», корзина с овощами и фруктами, игра «Листочки», подносы с пирогами.
Ход урока.
Вход в зал под звуки «Оранжевой песни».
Учитель:
Под эти веселые, радостные звуки песни мы вошли в этот уютный зал, где так много добрых, приветливых гостей. А то, что весело и много гостей означает, что сегодня у нас праздник. А какой праздник подскажет нам загадка:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? … (Осень.)
А какая она, осень? Давайте составим ее портрет. Какие приметы осени вы знаете?
Листопад. Летят, кружатся разноцветные листья. (На фланелеграфе появляется круг из разноцветных листьев.) Иногда нахмурится она тучкой, заплачет маленькими слезами-капельками. (Появляется «челка» Осени в виде дождевой тучки.) А иногда заревет слезами-ручьями. (Добавляю к портрету серьги-капли.) Но она добрая, щедрая: много вкусных, полезных овощей и фруктов принесла она нам в подарок. (Появляются «глазки» из плодов шиповника, «ротик» из плодов рябины.) Вот такая она красавица! Нравится вам она? Поаплодируйте Осени.
Ну давайте вместе скажем:
«Здравствуй осени пора!»
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем,
Листья там горят огнем!
Учитель:
Проходи, проходи, Осень. Будь нашей гостьей. Мы очень рады твоему приходу и дарим тебе эти теплые слова.
Ученик читает стихотворение «Осень».
Осень:
Что же, все скорей вставайте, дружно песню запевайте.
Дети исполняют песню «Осень в гости к нам идет».
Осень:
А пришла я к вам не одна, а с тремя братьями – осенними месяцами. Узнайте их.
Сентябрь:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лето,
Посмотрите – осень в золото одета!
Октябрь:
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Ноябрь:
Земля остыла, улетели птицы,
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом и первым снегом
Ноябрь уж укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.
Учитель:
Осень со старшим месяцем сентябрем очень постарались. А вот и ветерок подул. Листья словно золотые сыплются дождем. И песенка наша золотая. Давайте возьмем листочки и потанцуем с ними.
Дети исполняют танец с листочками.
Учитель:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят!
Вот и к нам сколько листьев прилетело. Здесь и желтые, и красные, и оранжевые! Очень красивые!
Есть здесь резные листья березы, вычурные листья клена, есть дубовые листочки. (Показываю.)
Игра «Кто быстрее соберет листочки?» (Один ученик собирает листья дуба, другой – клена, третий – березы.)
Учитель:
Да, яркая, нарядная осень. Но бывает и так: нахмурится осень, набежит тучка, например, вот такая (выходит ученица в костюме тучки.)
Тучка:
Я тучка осенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная.
Если только захочу –
Всех вас дождиком смочу!
Учитель:
Тучка, тучка, подожди,
Убери свои дожди!
Мы про капли песню знаем
И тебе ее подарим.
Звучит песня «Капельки».
Учитель:
Знакома вам такая картина:
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
Но в нашей песенке дождик вовсе не такой затяжной. Маленький, теплый, он играет с ребятами в догонялки.
Звучит песня «Дождик».
Такой маленький теплый дождик называют еще и грибным, потому что после него идут в рост грибы. И нам пора в лес за грибами.
Теперь тропинкой узкой
Свернем-ка с вами в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
А какие грибы выросли на нашей полянке, они сами нам подскажут. Слушайте внимательно загадки.
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Осеннею порою
Притаился … (боровик).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как пеструшка,
Ядовитый … (мухомор).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик).
Учитель:
Но хочется услышать
И хочется проверить,
Как к зиме готовятся
Все лесные звери!
Давайте дальше по тропинке в лес пойдем, посмотрим, какие зверушки живут в лесу и как они хлопочут осенью.
Звучит песня «По тропинке в лес пойдем».
Еж:
Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю.
Сейчас я листья собираю,
В кучу их потом сгребаю.
Будет мне тепло зимой
Под листвою золотой.
Заяц:
Зайка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Медведь:
Мы к зиме берлогу роем,
Будем спать мы в ней зимою.
Любим мы зимой поспать,
Лапу вкусную сосать.
Белочки:
Осень! Осень! Нас послушай
И орешков наших скушай!
Мы все лето их сушили,
А потом в дупле сложили.
Там еще грибочки есть,
Всех запасов и не счесть!
Филин:
Ух-ух-ух-ух,
Ночь настала, я кричу
Ух-ух-ух-ух.
Все полянки облечу
Ух-ух-ух-ух.
Я один в лесу не сплю
Ух-ух-ух-ух,
За порядком я слежу.
Учитель:
Что ж, теперь я вас хвалю, потрудились вы, смотрю.
Еж приготовил постель из мягких листьев, медведь лег в берлогу. Белочка запасла грибов и орешков, ей не страшен голод. Заяц в ненастные зимние дни будет глодать кору деревьев, а неутомимый филин сторожить лес.
Осень – бойкая пора. Не только лесные звери делают заготовки. Идут работы в полях, садах и огородах.
Осень – славная пора.
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
Игра «Сад».
Какие фрукты поспели в саду? Отгадайте. (Отгадки появляются на «дереве» на фланелеграфе.)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы.)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко.)
Игра «Огород».
(На «грядках» на фланелеграфе семена культур: подсолнечника, тыквы, огурца, гороха, фасоли и арбуза. Чьи это семена? Что здесь вырастет? Разместите плоды на грядках в соответствии с их семенами.)
В огороде тоже урожай.
Все, что хочешь собирай!
Мой огород в образцовом порядке.
Как на параде построились грядки.
Пусть на этих грядках
Вырастут отгадки.
Игра «Носатики».
Из корзины достать плод. Отгадать, что это. (Глаза закрыты.)
Мы платочек поднимаем,
Что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Корзинка!
А в корзинке… (урожай.)
Давайте весь урожай соберем в корзинку.
Хоровод «Урожайная».
Осень:
Принесла я вам муки -
Значит будут пироги.
Принесла вам гречки –
Каша будет в печке.
Принесла вам овощей
И для супа, и для щей.
Осень дает свои дары ребятам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий