Современный урок в школе требует всестороннего, многогранного подхода, рассмотрения темы в разных аспектах. Урок должен быть глубоким по содержанию, научным с исследованиями и опытами, отвечающим уровню развития детей, развивающим и здоровье сберегающим в то же время.Содержанию гармонично должна соответствовать форма урока с применением новейших технологий.
В этом уроке я попыталась отразить элементы исследовательской работы, использование компьютерных технологий, технологии критического мышления. Урок этот - часть проектной деятельности. Все методы и приемы отвечают главной цели урока. Элементы ритмики, танца и движения помогают детям отдохнуть и переключиться на новые задания.
Индивидуальные задания подобраны в соответствии с уровнем развития детей, направлены на решение образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
В этом уроке я попыталась отразить элементы исследовательской работы, использование компьютерных технологий, технологии критического мышления. Урок этот - часть проектной деятельности. Все методы и приемы отвечают главной цели урока. Элементы ритмики, танца и движения помогают детям отдохнуть и переключиться на новые задания.
Индивидуальные задания подобраны в соответствии с уровнем развития детей, направлены на решение образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Интегрированный урок по предметам
«Окружающий мир и развитие речи», «Математические представления и
конструирование».
Тема:
Цветы. Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Цель: формировать представление о цветах,
закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи:
1.
Образовательные:
1 уровень:
- учить
узнавать, показывать и называть (по возможности) цветы;
- закреплять
умение различать предметы по цвету и по форме;
2 уровень:
-
формировать представление о месте произрастания цветов;
- учить выделять, показывать и называть части
цветка;
-
формировать представление о том, что размножить цветы можно с помощью листа;
-
совершенствовать навык образования новых слов и их форм;
- закреплять
знание пространственных отношений (слева, справа, между, впереди стоящий,
следующий за);
- закреплять
знание цифр;
- закреплять
знание порядковых числительных;
- закреплять
знание весенних месяцев;
3 уровень:
- формировать
обобщающее понятие «цветы»;
-
формировать представление о первоцветах;
-
формировать представление о садовых цветах;
-
формировать представление о полевых цветах;
-
формировать представление о комнатных цветах;
-
познакомить с исчезающими цветами, занесенными в Красную книгу;
-
познакомить с причинами исчезновения растений и с мерами по их охране;
-
совершенствовать навык согласования слов-названий предметов со
словами-признаками;
- закреплять
умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
-закреплять
знание порядковых числительных в пределах 10;
2.Коррекционные:
- расширять кругозор учащихся;
- обогащать
пассивный и активный словари;
- развивать
внимание;
- развивать
мышление;
- развивать
зрительное восприятие;
- развивать пространственную
ориентацию;
3.Воспитательные:
-
воспитывать интерес к растительному миру;
-
воспитывать бережное отношение к объектам растительного мира;
-
воспитывать умение видеть красоту природы.
Оборудование:
-презентация
«Цветы»;
-компьютер;
- карточки
со словами;
- карточки с
предложениями;
-текст для
анализа;
- картинки с
изображением цветов;
-
разрезанные на несколько частей картинки с изображением цветов;
- шаблоны
цветов;
-карточки с
цифрами и математическими знаками;
-лента цифр;
-календарь
природы, украшенный детскими аппликациями цветов;
-лист фиалки
с пророщенным корнем;
-карточки
настроения.
Ход урока.
1.Мотивация.
- Очень
часто в жизни мы стоим перед выбором. Сделать выбор предлагаю я вам и сейчас.
- На доске записаны два предложения с пропущенными
словами. Необходимо вставить слова по смыслу и обосновать свой выбор.
Я … пойти в
парк.
Я … охранять
цветы.
Дети вставляют карточки-слова «должен»,
«могу»; обосновывают свой выбор. (Наша жизнь и здоровье зависит от состояния
природы. Чем больше мы заботимся о природе, тем лучше нам живется на этой
планете.)
2.Объявление
темы урока.
- Вы
настоящие, заботливые друзья природы. Я предлагаю вам сейчас отправиться в мир
цветов.
- Сегодня мы повторим, какие цветы бывают по
месту произрастания, и попутно решим много других задач.
3. Повторение
знаний о садовых цветах.
Работа с картинками:
выбрать по описанию цветы и назвать (2-3-ий уровень). (1-ый уровень: сортировка
3-х видов цветов на группы).
-Среди
цветов найдите лишнее растение. Почему оно лишнее? (Дерево).
-Как одним
словом можно назвать остальные? (Цветы.)
- Где можно
встретить эти цветы? (На клумбе, в парке, в саду.) Как называются? (Садовые).
- Какие
цветы называют садовыми? (Садовые цветы сажают люди и ухаживают за ними люди.)
- Давайте отгадаем
по описанию, назовем и выложим на магнитной доске в один ряд садовые цветы.
(Выбранные детьми картинки выкладываем на
магнитной доске в один ряд.)
-Нравятся
вам наши цветы? Вот какая пестрая, веселая клумба у нас получилась. Давайте назовем, что здесь растет. (Гвоздика,
тюльпан, нарцисс, лилия, хризантема, гладиолус, пион, роза).
Работа у
доски (3-ий уровень отгадывают и называют, 2-ой уровень показывают).
- Назови из
этих цветов те, что относятся к первоцветам (тюльпан, нарцисс). Какие цветы
называют первоцветами? Покажи.
- Цветок,
имеющий очень сильный аромат. (Лилия). Покажи.
- Высокий
цветок, с которым дети идут в школу 1 сентября. (Гладиолус). Покажи.
- Растут в городских парках, садах, бывают и
комнатные. (Розы). Покажи.
- Крупные
цветы с приятным ароматом, растут кустом. (Пион). Покажи.
-
Посчитайте, сколько различных названий цветов у нас представлено?
-Какой
цветок первый в ряду, если считать слева направо?
- Какой
цветок последний в ряду?
-Который по
счету слева направо пион?
-Как
называется цветок третий в ряду?
-Какой
следует за ним? Какой он по счету?
- Который по
счету слева направо тюльпан?
- А какой
цветок перед тюльпаном?
4.Составим
букет (2-3 уровень).
Собрать
цветок из частей (корень, лист, стебель, цветок) – 1 уровень.
А)
Закрепление знания пространственных отношений.
- Мы сказали уже, что для торжеств, праздников
лучшим подарком станет букет цветов.
Сейчас мы составим букет. Чтобы он получился пышным, богатым, нужно быть очень
внимательным, по описанию отгадать название цветка и поместить в вазе. (На
фланелеграфе).
2-3ий уровень отгадывают и размещают цветы.
Посередине:
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?.. (Роза).
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?.. (Роза).
Справа от
нее:
К нам давно из жарких стран
Завезен
цветок тюльпан
А теперь в
любом саду
Я весной его
найду! (Тюльпан).
Слева от
розы:
Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись ,как актрисы,
В платья белые…
(нарциссы)
Слева от нарцисса:
Я -
травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
Между гвоздикой и розой:
Вот цветок. Похож на гвоздик.
Шляпка пышная и хвостик.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я ... .
(гвоздика)
- Сколько
тюльпанов в букете? Найди цифру 1 на парте, вставь в нужный карман ее на ленте
цифр.
-Сколько
ирисов? (3). Найди цифру 3 и вставь в нужный карман.
- Сколько
всего цветов? (9)
- Что больше
3 или 9? Почему?
Б)_ Закончи
предложения:
Нарцисс
большой, а гвоздика ... (маленькая).
Ирис
сиреневый, а тюльпан ... (красный).
Фиалка невзрачная,
а роза ... (яркая, нарядная, красивая).
Ландыш
лесной, а тюльпан ... (садовый).
В) –Сделай
маленьким (учитель указывает на цветок: «Что это?» ... (Роза). «Маленькая
...» (розочка):
Роза –
розочка
Г) –Назови
много (Что это? Один тюльпан. Много... .):
Тюльпан –
тюльпаны
Д) –
Согласуй слова-названия цветов с их признаками. Подбери пару слов-карточек
(3-ий уровень два ученика):
Высокий ...
(гладиолус)
Душистая
(роза)
Нежный
(нарцисс)
Пушистая
(гвоздика)
Весенние
(тюльпаны)
Сиреневые
(ирисы)
1 ученик:
расставь предложения по порядку (карточки).
Наступила
пора цветения.
Над цветами
вьются пчелы.
Душистый дар
цветов несут они в ульи.
Этот дар
называется нектаром.
Проверка
работы 3-его уровня.
Е)
Составление рассказа (по технологии критического мышления). На компьютере
вставить в тексте пропущенные слова по смыслу. Обосновать свой выбор. (3-ий
уровень).
Денек
выдался ясный, солнечный. (Какое время года? Солнечно может быть летом, весной,
осенью и даже зимой.)
Нигде уже не
видно было снега. Земля высохла. (Уточни. Весна.)
Долго я
бродила, вдыхая свежий весенний воздух. Вокруг стояли плотной стеной деревья.
Могучие сосны тянули свои вершины к небу. Пышные ели широко расставили свои
ветви. Было темно. (- События происходят в какое время суток? (Ночью? Нет, по
тексту днем. Но почему темно? Мало света. Где происходят события? В лесу.)
Даже в
солнечный день тёмным кажется … . Из земли пробивалась сочная молодая зелень. А
вот что-то белое мелькнуло среди деревьев. (-Что это могло быть? (Заяц? А весной
он разве белый? Бабочка? Может быть. Или цветок? Если цветок, то какой?
Подснежник или ландыш.)
Я подошла
поближе, раздвинула ветки. Ах вот, что белело среди травы! Подул легкий ветерок. Свежестью пахнуло в
воздухе. Я наклонилась к цветку. Этот сильный, приятный аромат манил,
притягивал к себе. А что это за горошины? Это был цветок . (Ландыш). (Ученик печатает в тексте пропущенное слово.)
2-ой уровень
проверяет работу 1-ого уровня (части цветка).
Вместе
показывают на составленном букете лист у гвоздики; лист, шипы, цветок и бутон у
розы.
- А какая
часть находится под землей? (Корень).
5. Обобщение
знаний о комнатных растениях (1, 2 и 3-ий уровни).
Соотнесение изображения с его реальным
аналогом.
-Как
называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные.)
-Знаком вам
этот цветок? Как называется?
- Найдите в
классе такой же.
- Но у него
цветы белые, а не фиолетовые. Может быть, это не фиалка? (Это фиалка, но
другого вида).
-Сколько фиалок у нас в классе?
- Найдите у
фиалки лист, цветок, бутон. А где корень? (В земле, его не видно).
- Но хотите
увидеть корень фиалки сейчас? Как мы это сделаем? Мы не будем нарушать покой
нашего цветка, не будем оголять корень растения, не будем причинять боль ему.
Но где же мы найдем открытый корень?
- Помните,
мы хотели убедиться, что цветы – это живая природа. Для эксперимента мы
отщипнули лист фиалки и поставили в воду. Сегодня давайте понаблюдаем, что
изменилось. Смотрите. (Появились
корневые ответвления у фиалки.) Появился новый приросток, корень, значит фиалка
растет, как и человек; это живая природа. Новая часть растения – это корень. А
с образовавшимся корнем растение можно посадить в землю. И оно будет расти.
- У нас в
классе 3 фиалки. А когда посадим еще одну, сколько фиалок станет?
- Это уже
новое, отдельное растение. А размножить, рассадить цветы, сделать их большее
количество, нам удалось с помощью одного листа. Но пересаживать в землю мы
будем на уроке СБО.
- Какие еще
комнатные цветы знаете?
- Как вы
ухаживаете за комнатными цветами?
- Что общего между садовыми и комнатными
цветами? (Садовые и комнатные цветы сажает человек и ухаживает за ними
человек.)
6.Танец
цветов.
- А теперь
вспомним, какие цветы растут в природе .
- Там тоже
много цветущих растений. Одними из первых из-под снега появляются подснежники ,
потому что это тоже первоцветы, как садовые тюльпаны и нарциссы.
Давайте
покажем движениями рук пробуждение первых подснежников. Изобразим руками
растущие цветы. (Презентация. П.
Чайковский «Апрель»).
7. Обобщение
знаний о полевых цветах.
- Как
называются цветы, которые растут в поле?
- Какие
цветы здесь узнали?
-
Присмотритесь повнимательнее, какие среди полевых цветов вам знакомы?
Полевые, луговые, лесные цветы никто не сажал.
А зачем нужны они? (Корм для животных, пчелы собирают нектар, люди собирают
лекарственные растения).
8. Обобщение
знаний о лекарственных цветах.
- Много среди
дикорастущих цветов тех, которые использует человек в лечебных целях и для
профилактики заболеваний. Как они называются? (Лекарственные). Давайте
посмотрим некоторые из них в презентации (Ландыш, мать-и-мачеха, ромашка).
- Узнали?
Что это? Издавна считалась мать-и-мачеха волшебным цветком, так как помогала от
различных недугов: при насморке закапывали сок в ноздри, при воспалении уха –
закапывали в ухо. И сейчас мы используем ее при выпадении волос и зуде кожи.
Слайд 9:
- А эти
цветы узнали? Ромашка аптечная незаменима при ангине (полоскание горла).
Используют ее для промывания глаз при воспалении.
-Лекарственные
растения собирают, сушат, а затем используют отвары или настойки этих трав в
качестве питья и примочек. Их можно купить в аптеке. Из некоторых растений в
специальных условиях делают вытяжку и готовят из нее лекарственные препараты.
- Вытяжку из
ландыша используют для приготовления лекарственных препаратов, используемых при
заболеваниях сердца.
- К
сожалению, из-за приятного запаха эти цветы собирали люди в большом количестве
для букетов, и теперь их в природе осталось очень мало. Поэтому ландыш, как и
многие другие цветы, занесен в Красную книгу. Что это за книга? (В Красную
книгу заносят редкие виды растений, которые находятся на грани исчезновения.
Чтобы сохранить эти цветы, наносят запрет на сбор этих растений. Если растения
внесены в эту книгу, то это означает, что они нуждаются в повседневной охране и
заботе.) В нее занесены
те растения, которые "кричат", просят помощи и защиты у людей.
-Назовите
причины, по которым цветы становятся редкими и попадают в Красную Книгу.
9. Решение
экологических задач.
3-ий
уровень:
-Давайте
посчитаем, сколько цветов могут погибнуть по вине человека.
Слайд 12:
На поляне росли 4 цветка. Девочки сорвали 3 цветка для букета. Сколько цветов осталось на поляне?
На поляне росли 4 цветка. Девочки сорвали 3 цветка для букета. Сколько цветов осталось на поляне?
-Когда
сорвали, цветов на поляне стало больше или меньше? О чем напомнила эта задача?
-Решая эту
задачу, какой мы должны сделать вывод?
(Чтобы сохранить цветы на Земле, надо не рвать полевые цветы для букетов, не
плести венки из полевых цветов. Они очень быстро вянут и гибнут.)
-Решая
задачу, мы убедились, что природа требует защиты. Какие вы можете предложить
меры по охране растений?
Нужно сажать
растения возле дома, школы.
Слайд 13:
Сколько первого сентября будет цветов, если девятиклассники посадят 5 ромашек и 2 астры?
Сколько первого сентября будет цветов, если девятиклассники посадят 5 ромашек и 2 астры?
- Когда вы
посадите цветы, их станет меньше или больше?
- Каким
действием находим большее число? (Сложением).
- Давайте
поделимся с ребятами своими выводами после решения задач по охране растений.
-Советую и
вам на заняться посадкой цветущих растений.
В это время
1-2-ой уровень: 1)выбор среди картинок цветов лекарственных цветов и размещение
их на магнитной доске во втором ряду.
2)выкладывание
узора из цветов по образцу (красный, белый – 1ур.; красный, белый, синий -2ур.)
Коврики из
каких цветов выложили? (Колокольчик, ромашка, мак). Найди карточки-картинки с
такими цветами.
- Мы с …
написали интересный рассказ. Послушайте отрывок из него. О каком цветке идет
речь? (Учитель читает отрывок об одуванчике.)
Этот цветок
украшает апрельскую страницу нашего классного календаря природы, так как с
апреля начинают цвести они и украшают землю еще и летом до самого августа. А какими цветами мы украсили другие весенние
месяцы? Назовите весенние месяцы. Какой месяц предшествует апрелю? Какой
следует после апреля? (Март – мимоза, май –сирень).
10. Работа
воспитателя по ПДД (2-3 уровень).
1-ый уровень: 1) собирают цветок из разрезной
картинки (кактус или букет сирени).
2) найдите
среди цветных картинок на доске такие же, как и нецветные (роза, мать-и-мачеха,
ландыш). Выберите карандаш соответствующего цвета и раскрасьте
3) лото (цветы).
11. Итог урока.
Межкультурные
связи.
- Люди живут
в разных странах, говорят на разных языках. А добрые дела и красота объединяют
людей. Цветы любят все народы. В некоторых странах даже проводят праздники,
выставки, фестивали в честь цветов.
Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи
видов их украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных
народов издавна являлись праздники цветов.
В древней Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в Англии - в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии. На Руси - праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета - цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь
В древней Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в Англии - в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии. На Руси - праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета - цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь
Просмотр
видеосюжета «Фестиваль цветов в Амстердаме».
- Какое
впечатление от увиденного?
- А какие
места есть у нас в Санкт-Петербурге, где можно полюбоваться множеством цветов?
(Например, Ботанический сад.)
- Что вам
понравилось делать на уроке?
Рефлексия.
Составление
букета настроений.
- Прошу вас,
любуйтесь цветами! Делайте букеты,
вдыхайте аромат цветов, но не забывайте о том, что цветы могут плакать. (Указать
на предложение, с которого начался урок: «Я должен охранять природу».)
Комментариев нет:
Отправить комментарий