Примерная программа
по предмету «Здоровье и ОБЖ»
для школ VIII
вида – 2 вариант обучения
составлена учителем высшей
квалификационной категории
Улановой О.Б.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой (Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011). Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Современный человек
живет в мире опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. В
этих условиях главная задача учителя на уроках ОБЖ заключается в том, чтобы вооружить учащихся специальными знаниями, сформировать
умения и навыки выживания в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни,
навыки внутренней готовности к действиям в опасной ситуации.
В современном мире
все более важным становится вопрос о получении знаний по ОБЖ, чтобы подготовить
детей к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить, подробно разъяснить такие правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, и четко следить за их выполнением, так как от
этого зависит безопасность, жизнь и здоровье детей. Однако, безопасность и
здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях.
Ежеминутно каждый ребенок может оказаться в
неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, полезные предметы,
обычные ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить,
необходимо знать и выполнять
элементарные правила (правила поведения в обществе, правила поведения
дома, правила дорожного движения, противопожарные, правила поведения на воде и
у воды, правила взаимодействия с окружающей средой и животными). Задача учителя
ОБЖ – подготовить учащихся к встрече с различными ситуациями, вооружить
необходимыми знаниями и умениями как можно раньше.
Но что делать, если ребенок с нарушением
интеллекта? Он не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять, какое
действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен
еще большей опасности со стороны окружающей среды и социума. Поэтому назрела
необходимость ввести предмет «ОБЖ» в классах «Особый ребенок». Также необходимо
составить программу по предмету «ОБЖ», так как методическая литература,
пригодная для изучения в специальных учреждениях по этому предмету, отсутствует.
Кроме того нужно определить и систематизировать важные для изучения темы,
составить примерное тематическое планирование.
На уроках ОБЖ необходимо уделить большое
внимание пониманию и распознаванию детьми опасных ситуаций. Для ученика
общеобразовательной школы не обязательно напоминать элементарные правила
поведения, это он впитал еще с младенчества и оперативно владеет этими знаниями
и умениями. Для ученика школы VIII
вида необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться
автоматизации применения и осознанности в понимании даже самых элементарных
правил.
Предмет «ОБЖ», как никакой другой, имеет
множественные межпредметные связи (альтернативное чтение, графика и письмо,
развитие речи и окружающий мир, рисование, социально-бытовая ориентировка,
ручной труд, адаптивная физкультура). Уроки по этому предмету – это комплекс, система обучения безопасной жизни.
На уроках применяются как традиционные, так и
нетрадиционные формы проведения занятий, а также моделирование ситуаций.
Различные виды деятельности направлены
на приобретение детьми жизненно важного опыта.
Целью обучения данному предмету является
освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное
поведение в реальной жизни. На уроках формируются элементарные навыки
самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно,
культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию
его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также
первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о
безопасности жизнедеятельности.
На уроках ОБЖ
учитель должен предупредить учащихся об опасностях, существующих в мире, о
мерах их предотвращения и способах оказания первой медицинской помощи в случае
их возникновения.
На уроках ОБЖ
учащиеся знакомятся с правилами личной безопасности в доме, на улице, в
транспорте и на природе, с приемами по охране здоровья. На уроках ОБЖ перед
учителем стоят важные задачи –
научить детей с пониманием относиться к своему здоровью и здоровью окружающих,
привить навыки гигиены, рационального питания, двигательной активности; научить
предвидеть опасность и избегать ее, при необходимости уметь оказать первую
медицинскую помощь. Кроме того необходимо учитывать влияние окружающей среды на
человека, воспитывать в детях бережное отношение к объектам природы, понимание
необходимости их охраны.
В основу уроков по
предмету положен комплексный подход, предполагающий:
- ознакомление с правилами поведения, направленными на
охрану здоровья;
- развитие мотивации, ориентированной на соблюдение
доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и
символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов,
предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих
предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
-индивидуальный и дифференцированный подход в общении
учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;
-последовательно-параллельную работу по
обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности
жизнедеятельности.
Учитель обучает
учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе
самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления
действий учащихся и соблюдения их алгоритма используются специальные символы.
Учащихся старшего
школьного возраста знакомят на доступном для их восприятия уровне с
потенциальными источниками различных опасных ситуаций, связанных с социальной
деятельностью человека, антропогенными изменениями в природе, которые нередко
становятся причиной глобальных экологических проблем (снижение качества воды,
воздуха, изменение климата).
Исходя из
особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, из
индивидуально-типологических характеристик, учитель на этих уроках воспитывает
у детей состояние физической, психической и социальной защищенности. Это
является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность
окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека.
В ходе
предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся
формируются:
-основы безопасности собственной жизнедеятельности;
-навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным
ситуациям.
Наряду с
формированием представлений о собственной безопасности учащимся раскрываются
основы безопасности окружающего мира
природы. Они узнают о правилах
безопасного для мира природы поведения человека, у них формируется осторожное и
осмотрительное отношение к окружающему
миру. Это является предпосылками экологического сознания.
Моделирование
ситуаций учит учащихся переносить в игру правила здоровьесберегающего и
безопасного поведения, а также использовать в реальной жизни тот элементарный
игровой опыт, который они получили в совместных с учителем играх.
На занятиях старших
школьников расширяются и уточняются представления о состоянии их здоровья, а
также о состоянии здоровья окружающих. Учащиеся учатся описывать симптомы
болезненного состояния. Для этого они получают представления о внешних и
внутренних особенностях строения тела человека, о правилах сбережения здоровья
и его профилактике. Учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными
и несъедобными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам
поведения на природе.
Учеников 5 – 12
классов активно знакомят с различными
общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения,
предупреждающими, информационными и др.
Огромное значение
имеет обучение правилам поведения в кризисных ситуациях. Необходимо
сформировать у учащихся социальные представления о правилах пожарной
безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во
время пребывания в них.
Обучение учащихся
правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с
прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку у них привычки
выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве
улицы, помещения и т. д.
Результативность
освоения учащимися содержания уроков-занятий оценивается не столько по
приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими
приемами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное
внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную
самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на
правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного
движения, правил обращения с
травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их
выполнение и др.
В ходе
дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических и театрализованных
игр по ОБЖ педагоги знакомят учащихся со знаково-символическими средствами
общения – пиктограммами. К ним относятся знаки дорожного движения, знаки
пожарной безопасности. Знаки, регулирующие поведение людей в общественных
местах и в природе. Пиктограммы используются, чтобы пробудить и развить
элементарные когнитивные возможности детей, стимулировать и активизировать их
деятельность, в том числе и коммуникативную. Так наряду с овладением смысловой
стороной знака учащийся расширяет словарный запас.
На уроках учащихся
учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
-невербальные и вербальные средства общения, необходимые для
самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур;
-предметы и материалы (предметы гигиены, одежда, посуда),
специальные символы (картинки, пиктограммы);
-навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками и т.
п.;
-алгоритм действия, который дается поэтапно и с помощью
наглядных схем;
-наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального
автомобиля, например, пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие,
информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных
местах и в природе);
-правила поведения в экстремальных ситуациях, которые могут
возникнуть дома, на улице, в природе;
-информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное
проживание.
В процессе изучения
тематических групп по предмету ОБЖ учащиеся должны: уточнить и закрепить
понятийный аппарат (названия предметов, действий с ними); четко представлять
последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила
безопасности; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить модели
межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
Содержание
программы делится на 4 раздела: «Формирование культурно-гигиенических навыков»,
«Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице». Содержание
включает в себя материал по правилам поведения на дороге, на воде; правила
противопожарной безопасности; правила питания и предотвращения отравления;
правила безопасного поведения с животными, затрагивают проблемы окружающей
среды, здорового образа жизни и основы медицинских знаний.
Коррекционно-развивающие
задачи для детей с разными уровнями развития.
1 уровень.
Формирование
культурно-гигиенических навыков.
Воспитывать
потребность в соблюдении правил гигиены.
Воспитывать
эмоциональную адекватность.
Воспитывать
правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Уход за жилищем.
Формировать представление о необходимости содержания
помещения в чистоте для сохранения здоровья.
Обучить правилам безопасного поведения на кухне, в ванной
комнате.
Научить аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для
полива растений и рыхления почвы.
Питание.
Воспитывать
аккуратное, бережное отношение к посуде.
Обучить правилам приема пищи, значимых для гигиены и
здоровья.
Научить выбирать полезные для здоровья продукты питания.
Безопасность в доме и
на улице.
Побуждать учащихся к
рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения
в природе, на дороге, дома.
Познакомить с информационными, предупреждающими знаками.
Обучить правилам безопасного пользования розетками.
Обучить правилам безопасного поведения с электроприборами.
Формировать знания о поведении в общественном транспорте.
Обучить элементарным правилам безопасного поведения на
улице.
Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.
Научить соблюдать правила безопасного обращения с
огнеопасными предметами.
Воспитывать бережное отношение к природе.
2 уровень.
Формирование
культурно-гигиенических навыков.
Воспитывать умение владеть собой в различных ситуациях.
Формировать умения по
содержанию в чистоте одежды, обуви, помещения.
Уход за жилищем.
Научить аккуратно и осторожно пользоваться уборочным
инвентарем.
Научить безопасному обращению с бытовыми приборами.
Питание.
Обучить правилам безопасного использования столовых приборов
и посуды.
Научить соблюдать правила безопасности при сервировке стола к завтраку, полднику, ужину, обеду.
Научить правилам пользования водопроводными кранами.
Формировать навык
рационального питания.
Безопасность в доме и
на улице.
Научить правилам поведения при встрече с незнакомым
человеком на улице.
Научить выбирать средства пожаротушения.
Научить выполнять действия по предупреждению опасности и по
ликвидации ее.
Формировать навык осторожного и безопасного обращения с
колющими и режущими предметами (ножницы, иголка, нож).
Научить оказывать первую медицинскую помощь при
ушибах, порезах, ссадинах, ожогах.
Научить покупать лекарственные средства
в аптеке.
3 уровень.
Воспитывать
потребность у учащихся в соблюдении
культурно-гигиенических правил, в уходе за собой, в необходимости
закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног.
Развивать умение управлять своими эмоциями.
Формировать ответственное отношение к личной безопасности.
Вырабатывать стремление к безопасности окружающих.
Учить распознавать и оценивать опасные и вредные факторы.
Учить определять способы защиты от вредных и опасных
факторов.
Развивать умения и навыки оказания само и взаимопомощи в
случае возникновения опасных ситуаций.
Развивать способность предвидеть опасные ситуации, оценивать
и прогнозировать их развитие.
Расширять представления учащихся о здоровом образе жизни.
Показатели усвоения программы детьми с разными уровнями развития.
Дети должны:
1 уровень:
Уметь выбирать и
называть предметы личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце, зубная паста,
зубная щетка, стаканчик для полоскания)
с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Уметь соблюдать правила гигиены.
Выработать мнение о необходимости ухода за собой, соблюдения
правил гигиены.
Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Уметь открывать и закрывать краны.
Уметь мыть руки круговыми движениями с использованием мыла.
Знать последовательность процесса умывания.
Уметь умывать лицо.
Уметь ухаживать за глазами (вытирать слезы, мыть глаза).
Уметь ухаживать за полостью рта.
Уметь выбирать и показывать предметы для ванной комнаты
(ванна, душ, кран).
Уметь находить и узнавать предметы ухода за волосами.
Уметь выбирать моющие средства для мытья рук и головы.
Уметь различать виды одежды.
Уметь измерять температуру.
Знать и соблюдать правила безопасного пользования туалетом.
Иметь представление о необходимости уборки помещения для
сохранения здоровья.
Знать предметы уборки жилища (ведро, тряпки, веник, швабра, совок,
щетка, моющие средства).
Уметь соотносить предметы для уборки жилища с
соответствующими картинками и пиктограммами.
Уметь осторожно применять уборочный инвентарь.
Знать названия посуды и действиями с ними (чашка, ложка,
вилка, тарелка).
Уметь пользоваться салфеткой во время еды и после приема
пищи.
Уметь узнавать предметы посуды на картинках и пиктограммах.
Уметь действовать ложкой и вилкой во время еды.
Знать правила безопасного использования столовых приборов.
Знать правила поведения во время еды.
Знать правила последовательности приема пищи.
Знать правила приема пищи, значимых для гигиены и здоровья.
Уметь выбирать полезные и вредные для здоровья продукты
питания.
Уметь сметать крошки со стола, вытирать стол.
Знать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
Владеть навыком безопасного использования посуды.
Знать и соблюдать правила поведения на кухне, в ванной
комнате.
Знать правила пользования водопроводными кранами.
Владеть навыком экстренного вызова помощи (или попросить об
этом соседей) в случае поломки системы подачи воды или отопительной системы.
Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.
Знать и называть детали лестницы.
Уметь ходить по лестнице.
Уметь поливать цветы.
Знать способы уборки пыли.
Знать способы чистки ковров.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения при
открывании и закрывании окон.
Уметь аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для
полива растений и рыхления почвы.
Иметь представление о пожароопасных приборах.
Уметь выбирать и узнавать бытовые электроприборы.
Знать правила безопасного пользования розетками.
Знать правила безопасного поведения с электроприборами.
Научить выбирать и определять транспортные средства.
Соблюдать элементарные правила поведения на улице, дороге.
Знать и применять правила безопасного перехода через дорогу.
Узнавать дорожные знаки (светофор, пешеходный переход).
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
Соблюдать правила безопасного поведения на улице.
Знать свой адрес.
Уметь определять и узнавать пожароопасные предметы (спички,
зажигалки).
Соблюдать правила безопасного обращения с опасными предметами и материалами .
Соблюдать правила безопасного обращения с огнеопасными
предметами.
Выполнять правила противопожарной безопасности.
Знать ядовитые растения.
Знать и уметь пользоваться лекарственными средствами и
перевязочными материалами домашней
аптечки.
Знать и выполнять правила безопасного поведения в природе,
на водоеме.
2 уровень:
Знать и выполнять алгоритм последовательных действий по
одновременному уходу за руками и лицом.
Выполнять правила
безопасного поведения в ванной комнате.
Владеть простыми способами ухода за одеждой (чистка,
стирка).
Уметь выбирать средства по уходу за одеждой.
Уметь покупать лекарственные средства в аптеке.
Уметь вытирать пыль с полок.
Уметь пользоваться ножом и вилкой.
Уметь сервировать стол к завтраку, полднику, ужину, обеду.
Знать и соблюдать правила хранения продуктов.
Знать и соблюдать правила здорового питания.
Уметь мыть посуду, используя моющие средства.
Знать правила обработки овощей и фруктов.
Уметь пользоваться средствами и предметами по уходу за
одеждой.
Уметь дозировано использовать моющие средства.
Знать правила пользования утюгом.
Знать правила безопасного пользования пылесосом.
Уметь пользоваться утюгом и пылесосом.
Иметь представление о различных способах по уходу за
одеждой: стирка ручная и машинная, химчистка, виды ремонта одежды.
Уметь выбирать моющее средство.
Знать способы ухода за обувью (мытье, чистка, ремонт в
мастерской).
Знать и применять меры по профилактике простудных заболеваний.
Уметь вызвать врача на дом.
Знать элементарные правила ухода за больным.
Уметь по цвету кнопок на кранах определять, в каком из них
холодная вода, а в каком горячая.
Знать правила пользования водопроводными кранами.
Уметь открывать и закрывать водопроводные краны в
определенной последовательности.
Уметь подметать пол.
Уметь показывать и узнавать элементы дороги.
Знать правила поведения при встрече с незнакомым человеком
на улице.
Уметь узнавать сигналы пешеходного светофора.
Знать знаки пожарной безопасности, запрещающие и
эвакуационные знаки.
Уметь выбирать средства пожаротушения.
Знать номера телефонов МЧС.
Уметь выполнять действия по предупреждению опасности и по
ликвидации ее.
3 уровень.
Выработать мнение о необходимости
закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног.
Знать и выполнять
алгоритм последовательных действий во время утреннего туалета.
Уметь использовать предметы и косметические средства по
уходу за своей внешностью.
Уметь выбирать полезные продукты.
Уметь убирать комнату.
Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения.
Уметь ухаживать за комнатными растениями (опрыскивать).
Уметь аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива и опрыскивания .
Уметь безопасно пользоваться бытовыми приборами.
Уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах,
ссадинах.
Литература:
“Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс”
Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.
“Основы безопасности жизнедеятельности 2
класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
“Основы безопасности жизнедеятельности 3
класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
“Правила дорожного движения” Н.А. Извекова.
“Просвещение”, М. 1984 г.
“Я бегу (?) через дорогу?” А.В.Петров, Г.
Д. Дмитров. ИД “Карапуз”, М. 2003 г.
“Бытовые травмы” Т.Н. Рузякова, М.1979 г.
“В школе - без травм”. И. Ф. Кононев,
“Просвещение”, М. 1980 г.
“Предупреждайте грипп” Г.Ф. Крутова
“Пробудитесь! Защитите себя от
мошенничества!”, М.2004 г.
“Пробудитесь! В чем задача родителей?”.
М.2004 г.
“Сторожевая башня”. С-П, 2001 г.
“Птичья азбука”
“Сборник сценариев по ОБЖ”. Е.М. Миткалёва,
“Айрис-пресс”, М. 2006 г.
Пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. “Долго
ли до беды?” 2000 г. приложение к журналу “Обруч”.
“Ваши права и обязанности, дети”
Книги по народной медицине.
Справочники по лекарственным травам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий