Интегрированный урок по предметам «Развитие речи и окружающий
мир», «Альтернативное чтение».
Тема: Птицы.
Цель:
формировать представление о птицах, совершенствовать навык чтения.
Задачи:
образовательные:
1-ый уровень: учить узнавать,
показывать и называть птиц;
- закреплять умение обводить
по контуру изображения птиц;
2-ой уровень:
- формировать обобщенное
представление о местах обитания птиц,
- формировать обобщенное
представление о диких птицах;
- формировать обобщенное
представление о домашних птицах;
- закреплять умение выделять
в слове звуки;
3-ий уровень:
- формировать обобщенное
представление о хищных и мирных птицах;
- формировать представление о
зимующих и перелетных птицах;
- формировать представление о
внешнем виде птиц;
- формировать представление о
пользе и вреде птиц для человека;
- формировать представление о
питании птиц;
- формировать представление
об охране птиц;
- закреплять умение читать и
писать слова с изученными буквами;
воспитательные:
- воспитывать интерес к
животному миру:
- воспитывать бережное
отношение к представителям животного мира;
- воспитывать умение
правильно вести себя с объектами живой природы;
коррекционные:
-
расширять кругозор;
-
развивать зрительную память;
-
развивать речь;
-
обогащать словарь.
Оборудование:
магнитофон, диск с записью голосов птиц, предметные картинки с изображением
птиц, карточки-названия птиц, карточки-слова «дикие»и «домашние», «перелетные»
и «зимующие», корм для птиц, файлы и контуры птиц для обводки, разрезное лото с изображением птиц «Домашние
животные», игра «Буква заблудилась», разрезная азбука, шнуровка «Птичьи
домики», игра «В лесу», игра «Окружающий мир».
Ход урока.
1.
Сообщение
темы урока.
- Послушаем звуки природы. Что вы услышали?
- Посмотрите на картинки и слова. Выберите
среди картинок лишнюю, 3-ий уровень – среди карточек-слов лишнее слово. (Гусь,
петух, индюк, бабочка).
- Среди слов и картинок какие лишние? (насекомое)
- Почему она лишняя?
- Назови оставшихся. Как назвать их одним
словом?
- Чем похожи все птицы? (Перья, крылья).
- Около жилья человека или в дикой природе
живут эти птицы?
- Как одним словом они называются?
- Для чего люди содержат их?
- Яйца и мясо каких птиц человек использует в
пищу?
- Для чего использует человек пух и перья?
(Куртки, подушки).
- Среди домашних кого можно отнести к
водоплавающим?
- Какая особенность в их строении? (Перепонки
на лапах).
2. Беседа о птицах.
- Но птицы живут не только около жилья
человека, но и в дикой природе. Как они называются?
- Чем питаются дикие птицы?
- Какая польза от птиц? (Спасают поля, сады,
огороды, деревья от вредных насекомых, радуют нас своим пением и украшают
природу).
- Но одни из диких птиц улетают осенью, как
они называются?
- Почему они улетают? Выбери перелетных птиц.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Соловья не слышно в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Утки, ласточки, грачи.
- Осталась еще группа птиц. Посмотрите. Их
можно отнести к перелетным? Как называются те, которые зимуют или прилетают к
нам зимой?
Проверим, какие вы наблюдательные. Отгадай этих
птиц по описанию, выбери:
Красногрудый, толстый, малоподвижный
(снегирь).
Чернохвостая, чернокрылая, горластая
разбойница (ворона).
Маленький, серенький, невзрачный, но всё же
драчливый, удалой, боевой (воробей).
С крестообразым клювом, только она зимой
птенцов выводит (клест).
Маленькая, брюшко желтенькое, юркая, ловкая
(синица).
Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая
(сорока).
- Легко ли птицам зимой?
- А как вы им помогаете перезимовать?
- Выберите, чем можно зимой подкормить птиц).
- Сравни:
Ворона большая, а воробей … (маленький).
Снегирь малоподвижный, а синица … (юркая,
шустрая).
Клест нарядный, а воробей …(невзрачный).
- Образуй слова:
Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный).
Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая).
Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая).
Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая).
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
3. Обводка контуров птиц. (Лебедь, сова, утка,
петух, цапля).
- Подними свой контур, если о твоей птице
верно высказывание:
Это домашняя птица.
Это дикая птица.
Живет у воды.
Это хищник. (Сова ловит мышей даже под
снегом).
- А какая особенность в строении тела
хищника? (Мощный клюв и сильные лапы, крепкие когти).
4. Игра «Буква заблудилась» (3-ий уровень).
(Грач – врач, цапля – капля, сорока – сороки).
Разрезное лото «Птицы» (1-2-ой уровень)
(курица, утенок).
- Поменяйтесь местами, проверьте работу
одноклассника (3-ий уровень).
- Кто это? (На коврике собранные из лото
картинки). Они дикие или домашние? (1-2 уровень).
- Выдели первый звук в словах («грач» из игры
«Буква заблудилась») (2-ой уровень).
5. Лото из слов (3-ий уровень):
Воробей чирикает Снегири ягоды рябины
Сорока стрекочет Синицы несоленое сало
Ворона каркает Воробьи крошки белого хлеба
Соловей в лесу
Чайка на берегу моря
Орел в горах
6.
Проверка. Чтение.
Шнуровка
«Где живут птицы» (1-2-ой уровень).
-
Расскажи.
7.
1-ый уровень накладывает парные картинки (птиц), 2-ой уровень накладывает
цветные изображения птиц на черно-белые.
3-ий
уровень работа в опорных листах.
Соедини пары слов:
мой дятел
моя
голуби
мои ворона
Зачеркни
в группе слов лишнее:
Ласточка,
воробей, снегирь.
Ворона,
сорока, аист.
Ворона,
синица, медведь.
Подчеркни,
чем можно подкармливать птиц:
Хлеб,
сало, блины, пшено, семена тыквы.
Проверка.
8.
Итог урока.
-
Что вам понравилось делать на уроке?
Комментариев нет:
Отправить комментарий