Тема урока: Осень. Изготовление декоративных тарелок.
Цель урока: формировать
представление детей об осени, как об одном из красивых времен года; изготовить
декоративные тарелки.
Задачи:
образовательные:
1 уровень:
- упражнять детей в выделении предметов по цвету, форме и
величине,
- учить узнавать, показывать (на иллюстрации) и называть (по
возможности) признаки осени,
- узнавать овощи и фрукты,
2 уровень:
- учить группировать предметы по какому-либо признаку,
- упражнять в выборе наиболее подходящего цвета из подобных,
- формировать представление об изменениях в погоде осенью,
- закрепить умение работать клеем и салфеткой,
3 уровень:
- закрепить умение считать,
- формировать представление об изменениях в жизни растений
осенью,
коррекционные:
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать мышление,
- развивать внимание,
- обогащать пассивный и активный словари,
воспитательные:
- воспитывать умение видеть красивое в осени.
Оборудование: компьютер, презентация «Красота нам всем нужна.
Осень»; множество «листьев» из картона разных цветов и формы (берёзовые,
кленовые, дубовые); фланелеграф;
натуральные листья клёна, дуба и берёзы; цветы астры и подсолнечника из картона
на липучках, 2 основы из ткани для группировки цветов; магнитофон, диск «Дождь»;
картина Ю.Пименова «Ливень» и 2 другие картины; аппликации учащихся о погоде
(солнечно, переменно, пасмурно); календарь погоды; раскраски детей
«Санкт-Петербург в осеннем убранстве»; игра «Цветное лото» №126 (трафареты
плодов: игра «Собери урожай» №1; игра «Трафареты. Овощи и фрукты» №21 - и
цветные полоски близких цветов); заготовки деталей к аппликации; клей-карандаш;
подкладные доски; пакеты по количеству детей; корзинка с натуральными овощами и
фруктами (каждого плода по количеству детей); салфетка из ткани «Дары природы» ;
игра «Сложи картинку. Времена года» №11 (раскраска картинки); обводка «Груша».
Ход урока.
1.Введение в тему.
- Мы продолжим работу над проектом. Как он называется? (
«Красота нам всем нужна»). Выполняя задания в рамках проекта мы учимся видеть,
слышать, осязать красоту в окружающем нас мире и создавать красоту своими
руками.
Мы говорили о том,
что люди издавна научились украшать свой быт: жилище, одежду, посуду. Но кроме
того рядом с нами живёт красота, созданная самой природой. Сегодня мы будем
любоваться красками и звуками природы. А о каком времени года пойдёт речь, мы
узнаем из стихотворения. Ученик читает стихотворение.
Слайд:
- О каком времени года пойдёт речь сегодня?
Мы будем любоваться осенью и закончим изготовление
аппликаций «Декоративные тарелки. Овощи. Фрукты и ягоды».
2.Беседа об осенних изменениях в неживой природе с опорой на
презентацию.
Слайд:
- Нравится вам осень? А чем она нравится?
- Какая осень по цвету? (Разноцветная, яркая, пестрая.)
Слайд:
- Красоту осенней природы очаровывала людей, и они пытались
сохранить, запечатлеть на картинах, воспеть её красоту в музыке и в стихах,
описать её пейзажи, виды словами. Ведь смотришь
на эти краски – и хочется эту картину сохранить в памяти, любоваться ею снова и
снова.
- Вот, например,
художник И.Левитан оставил нам на память вот такую красоту
осенней природы.
Слайд:
- Нравится она вам?
- Что вы видите на ней?
- А назвал художник свою картину «Золотая осень». Как вы
думаете, почему он ее так назвал? Картина сделана из золота или в ней
использовано много цвета желтого, как золото?
- Радует эта картина вас? Хотели бы вы иметь такую картину у себя дома?
Почему? (Она яркая, красивая, а вместе с тем создаёт ощущение тишины и покоя.
Отдыхаешь и радуешься, глядя на эти праздничные, нарядные рощу, реку и поле.
3. Работа с множеством «листьев» разного цвета и формы.
Слайд:
- Какое явления характерно для деревьев осенью? (Листопад.)
Какие по цвету осенние листья?
- Я вам принесла 3 листочка. С одного они дерева? С какого
дерева этот лист и как он называется? (Кленовый, дубовый, берёзовый).
Слайд:
а) Упражнение в группировке листьев по признакам. (Индивидуально
2 – 3 уровень).
- Разложи на группы по цвету. Сколько групп получилось?
Сколько листьев в каждой группе? (Жёлтых, красных, зелёных).
- Разложи листья на группы по форме. Сколько групп? Какие? (Кленовые,
березовые и дубовые). Сколько кленовых? Березовых? Берёзовых?
- Выбери маленькие листочки. Сколько их? А больших?
б) Соберем ковер из осенних листьев, соблюдая
закономерность: у соседних листьев должен быть хотя бы 1 общий признак. (2 -
3-ий ур.)
- Красивый осенний ковер получился? Когда будете гулять в
парке, не забывайте полюбоваться красотой листьев. Красота эта кратковременна,
пользуйтесь случаем.
1-ый ур.: группировка цветов астры и подсолнечника.
Проверка.
- Давайте посмотрим на цветы. Астры где растут? (На клумбе в
саду.) Поэтому они какие? (Садовые). А подсолнечник где растёт? (В поле). Он
сам вырос в поле, он дикорастущий? (Нет, его посадили, за ним ухаживали люди.
Это культурное растение.)
- Нравятся вам клумба астр и поле подсолнечника?
- Подберём признаки для описания астр. Астры какие?
(Осенние, яркие, махровые, пушистые.)
- Сколько на клумбе астр?
- Сколько в поле маленьких цветов подсолнечника? Больших?
Сколько всего?
- Каких цветов больше?
-А каких меньше?
4. Слушание звуков природы «Дождь».
Слайд:
- А сейчас мы послушаем звуки природы. Какое это явление
природы?
- Среди картин выберите ту, которая ассоциируется с
услышанным. (Ю.Пименов «Ливень»).
- Почему вы выбрали эту картину? (На ней изображён дождь.)
- А какой дождь мы слышали? Опишите его. (Сильный, осенний,
частый, густой, затяжной). Как другим словом можно его назвать? (Ливень). На
картине изображён ливень?
- Мы продолжаем разговор о красоте. А красив ли дождь? Чем
он может нравиться? (После дождя чистый, свежий воздух, всё в природе умыто и
чисто. Под дождём можно гулять и слушать, как он забавно барабанит по крыше
зонта. Можно смотреть в лужи, как в зеркало, можно смотреть на лужи и угадывать
в их формах изображения различных предметов и животных. Дождь – тоже красивое
явление природы.
- Давайте попробуем изобразить дождь хлопками рук.
Физминутка «Дождик» (хлопки в ладоши в умеренном темпе,
хлопки поочерёдно правой и левой рукой по бедрам в быстром темпе – дождь чаще и
гуще, прыжок на месте – гром грохочет, в конце поднять руки, поиграть пальцами
–лучиками солнца).
- Скажите, чтомы сейчас изобразили? Можно его назвать ливнем?
Почему? А какой дождь изобразили мы? Небольшой, маленький, кратковременный
дождь как можно назвать? (Дождик).
- А какая погода сегодня? Выберите из 3-х аппликаций (ясно,
переменно, пасмурно), созданных вами, ту, которая соответствует погоде сегодня,
поместите её в календаре погоды.
5. Игра «Цветное лото» (2-3 ур.). Выбор наиболее подходящих
плоду оттенков цвета. Узнавание по форме (прорези) плод. Подбор карточек
нужного цвета.
- Красив листопад, красив дождь осенью, красив наш город
Санкт-Петербург в осеннем убранстве в ваших раскрасках (показать), красивы и
полезны плоды, которые дарит нам осень.
Я сегодня не
случайно надела блузку, украшенную вышивкой. А узнали вы ягоды в вышивке? Мне
захотелось красоту рябины перенести на блузку и любоваться ею не только осенью,
а в любое время года.
А какого цвета
рябина? (Красного).
Слайд:
Но красный цвет имеет множество вариантов, он
бывает разный (показать различные полоски красного цвета). Давайте поучимся
более точно выбирать и по возможности называть различные оттенки одного цвета.
Так, например, существует несколько оттенков близких к красному цвету. Вот
рябина красная. А есть томатный, малиновый, бордовый цвета. Возьмите по одному
трафарету-плоду, выберите наиболее подходящие из красной палитры цветные
полоски к трафаретам этих плодов. Назовите эти цвета (помидоры томатного цвета,
свёкла бордового, малина малинового цвета). Также палитра жёлтой краски имеет тёмно-оранжевый,
золотой, оранжевый, жёлтый, горчица, лимонный, шафран, грушевый, старое золото,
хаки, кукурузный цвета. (Трафареты груши, моркови, лимона). Лесной зелёный,
зелёный, малахитовый, весенняя зелень, морская зелень, оливковый (огурец,
капуста, кабачок).
1-ый ур.: игра «Собери урожай»
(плодам-шаблонам найти корзинки-трафареты) или игра «Сложи картинку. Времена
года» №11 (раскрасить на слух с помощью педагога картинку осени фломастерами).
6. Изготовление аппликации «Декоративные тарелки. Овощи.
Фрукты и ягоды». (2 – 3-ий ур.)
- Вы уже сделали на прошлом уроке заготовки к аппликации,
выбрав наиболее подходящие цвета бумаги для изготовления деталей плодов.
Осталось эти плоды аккуратно собрать в аппликацию и приклеить детали к основе.
1-ый ур.: а)раскладывание наборов плодов по количеству
пакетов для урока СБО, где будем готовить украшения для блюд из овощей и
фруктов. (В наборе морковь, лук, яблоко, огурец, зелень).
- Сколько ребят в классе?
- Кто поможет отсчитать столько пакетов для индивидуальной
работы, сколько учащихся в классе?
б) Обводка «груша».
в) Игра «Соберём урожай». (Найти плоду свою
корзинку-трафарет.)
7. Итог урока.
- Нравится вам аппликация?
- Назовите эти плоды. Как одним словом это назвать? (Овощи.)
- Давайте сравним ранее сделанную вами салфетку «Дары природы»
с выполненной сегодня по материалу, из которого сделаны эти работы (из ткани,
из бумаги), по форме (салфетка квадратная, а аппликация круглая), по размеру
(маленькая, большая), по количеству плодов.
- Где можно использовать эти декоративные тарелки? (В качестве
подарка, украшение на столе или стене, обложка для альбома).
- Пусть эти красивые тарелочки украшают нашу классную
комнату.
- Давайте узнаем, что в наборах к уроку СБО. Попробуем
отгадать плоды с закрытыми глазами на ощупь и по запаху.
- Огурец какой по цвету? А на ощупь? (Колючий, шероховатый).
По месту произрастания? (Грунтовой или парниковый).
-Лук какой по форме? (Круглый). По цвету? (Золотой). По
вкусу? (Горький).
- Яблоко по форме? (Шарообразное). По запаху? (Ароматное,
душистое).
- Зелень кудрявая, свежая.
- Свёкла крепкая, твёрдая, гладкая.
8. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось делать на уроке?
Комментариев нет:
Отправить комментарий