воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Мастерская построения знаний.

   Предлагаю вам материал урока в форме педагогической мастерской по предмету «Социально-бытовая ориентировка». Тема урока «Органы чувств». Урок получил высокую оценку коллег.
   Я уже сообщала, что мастерские бывают разных типов. Данный урок – это мастерская построения знаний. Конечным результатом урока станет созданная в ходе работы таблица о связи органов чувств с определенными функциями организма человека.
   Обратите внимание, как легко, без особых усилий, я нацелила учащихся на работу, переключила их внимание на предмет исследования, заинтересовала детей: что же спрятано в шкатулке? Тут обнаруживается некая тайна, загадка, секрет. На этом интересе и строю урок. Далее я только направляю деятельность детей. Для вас, мои читатели, по секрету сообщаю, что в шкатулке спрятан сахар-песок. Но дети об этом не знают и, решая задачи урока, исследуют сей продукт различными органами чувств по отдельности, временно отключая все остальные. В ходе урока ребята создают из приготовленных мною карточек таблицу о связи органов чувств с определенными функциями, о важности их всех для жизнедеятельности организма человека.



Урок-мастерская по предмету «Социально-бытовая ориентировка».


Тема: органы чувств.


Цель: обобщить знания учащихся об органах чувств.


Задачи:
образовательные:
1-ый уровень:
- обобщить знания учащихся об основных средствах познания мира (зрении, слухе, обонянии, осязании, вкусе),
2-ой уровень:
- обобщить знания учащихся о работе органов чувств, их функциях и значении в жизни человека,
3-ий уровень:
- дать представление о единстве организма, о согласованной, слаженной работе органов,
- путем практических упражнений показать особенности этих чувств,
коррекционные:
- развивать восприятие,
- развивать внимание,
воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,
- воспитывать навык безопасного поведения на дорогах,
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Оборудование: пиктограммы, коробка с сахаром, 2 таза, повязки на глаза (по количеству учащихся), салфетки мокрые и сухие на веревке, чайные ложки, магнитофон, кассета, игра «Кислое, сладкое», игра «Звук», звучащие предметы (телефон, балалайка, барабан, птичка, дверь, колокольчик, жук, комар) и их изображения, иллюстрации по ПДД и дорожные знаки, опорные листы.

Ход урока.
1.Мотивация.
Вы любите загадки, секреты?
У меня в коробке спрятан какой-то продукт. Давайте попробуем отгадать его. А помогут нам в этом наши органы чувств.
2.Исследование продукта.
А) Сейчас мы будем слушать, как звучит этот продукт.
С завязанными глазами, зажав нос, послушайте.
Учитель пересыпает продукт, учащиеся слушают издаваемый звук.
Расскажите, продукт жидкий или сыпучий?
С помощью какого органа удалось услышать. (Появляется картинка и слово "ухо").
Б) С завязанными глазами потрогайте руками продукт, запомните ощущения.
Продукт твердый или мягкий?
С помощью какого органа удалось это ощутить?
(Появляется картинка и слово «кожа»).
В) С завязанными глазами продукт понюхайте.
Чем пахнет? Есть запах у продукта?
С помощью какого органа удалось это определить?
(Появляется картинка и слово «нос»).
Г) С завязанными глазами попробуйте продукт на вкус.
Горький, соленый, сладкий или кислый?
Какой продукт на вкус?
С помощью какого органа удалось это почувствовать?
(Появляется картинка и слово «язык»).

Д) Посмотрите. Какой по цвету? По форме? (Белые крупинки). Какой орган помог увидеть это? (Появляется картинка и слово «глаза».)
3.Выводы.
Давайте составим полное описание продукта.
Что это за продукт?
Назови, какие органы помогли его отгадать?
Сколько их?
Все вместе они как называются? (Органы чувств.)
Кто поможет соотнести слова с органами чувств (слух, запах, зрение, вкус).
Из карточек-картинок (изображения органов чувств) и карточек-слов (названия органов чувств и названия их функций) дети составляют таблицу о связи определенного органа чувств с определенной функцией.
Что помогают сделать органы чувств? (Услышать, увидеть…).
А какой из органов чувств самый главный? (Все.)
4.Упражнения.
Органы чувств помогают нам не только определить продукты, но и важны в работе и в отдыхе.
А) Мы хорошо поработали. Пришло время полдника. На полдник нам приготовлен морс. А какой? Что вам подсказывают органы чувств? Прислушайтесь к запаху. (Лимон).
Какой орган помог определить? (Нос).
Подслащен морс или нет? Как узнать?
Какой орган поможет в этом? (Язык).
Необходимо добавить сахар. Он в одной из 3 емкостей (соль, сахар, крахмал).
Как определить, где находится сахар? (По вкусу).
Какой орган поможет? (Язык),
Найди, подсласти.

На столе лежат картинки-продукты. Раздели их на группы по вкусу.
Какой орган помогает отличить сладкую пищу от горькой, соленую от кислой?
Благодаря языку мы наслаждаемся вкусом пищи. А иногда по вкусу мы узнаем, что пища испорчена.
Б) Пришло время помочь маме по хозяйству.
Давайте постираем платочки.
Физминутка.
На веревке белье просохло. Давайте попросим хозяюшек снять сухое белье с веревки.
Какой орган помог определить?
Кожа помогает определить и предупреждает об опасности.
В) Работа в опорных листах.
Посмотрите на картинки. Когда мы отдыхаем, чем наслаждаемся? (Звуками радио, запахами цветов, красками).
Разложи, какие органы чувств понадобятся, чтоб почувствовать, что перед вами находится.
Г) А теперь отправимся на прогулку, послушаем звуки, которыми наполнен мир. Сейчас по звукам попробуем узнать предметы.
Неговорящие дети выкладывают картинки.
Какой орган помог узнать их?
Какие картинки остались? (Комар, жук).
Как они звучат?

Звуки природы, музыки очень нужны нам. Эти звуки - часть окружающей нас красоты.
Но особенно важно для нас слышать речь других людей. С помощью слов мы передаем мысли, общаемся.
Давайте говорить и слушать комплименты.
Порадовало вас звучание добрых слов?
А какой орган воспринимает звуки?
Д) Органы чувств помогают также ориентироваться на дороге.
Я даю каждому картинку. Вспомните правила дорожного движения. Выберите нужный дорожный знак и приклейте его.
Расскажите, какой дорожный знак выбрали и почему.
Какой орган чувств помог нашим героям увидеть знаки и сориентироваться на дороге?
Глаза дают человеку больше всего сведений об окружающем мире.
5.Итог урока.
Перечислите органы чувств.
Работу каких органов чувств можно передать словами: услышать, увидеть, понюхать, ощутить вкус, прикоснуться?
Какую роль они играют в жизни человека?
Берегите их. Соблюдайте правила по охране органов чувств.

Я желаю вам, чтобы ваши органы чувств почаще радовали вас. Чтобы в окружающем вас мире вы видели сочные, светлые, яркие краски, слышали волшебные звуки природы и добрые слова, чувствовали приятные ароматные запахи цветов, ягод, вкус качественных продуктов и ощущали теплые заботливые руки любимой мамы.
Но кроме того помните, что в мире есть люди, утратившие чувственную способность (слепые и глухие). Я желаю вам быть терпимыми к этим людям и по возможности помочь им перейти дорогу, подсказать об опасности. Пусть и для этих людей мир будет ярким, светлым, добрым, радостным и счастливым. Поделитесь с другими своими добрыми чувствами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий