вторник, 1 декабря 2015 г.

Программа по коррекции мышления.

Программа по коррекции мышления.
Объяснительная записка.
Коррекционная работа по развитию мышления в школе занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,так как у контингента школы имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.
Цель программы:
Создание коррекционно-педагогических условий для успешного развития мышления детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.
2. Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
3. Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, речь.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
5. Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
6. Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.
7. Научить детей находить причину событий.
Содержание:
1. Тема: Мир вокруг нас.
Цель: Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.
Методы и приемы:
• Кто что любит?
• Кому что надо?
• Положи картинки на своё место.
• Скажи, что не верно
2. Тема: Обобщения
Цель:Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
Методы и приемы:
• Назови одним словом
• Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)
• Классификация предметов
• Разложи фигуры (классификация)
3. Тема: Играем в слова
Цель:Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческих способностей, речи.
Методы и приемы:
• Отвечай, как можно быстро.
• Ассоциации
• Говори наоборот
4. Тема: Последовательность
Цель:Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
Методы и приемы:
• Кто кем будет?
• Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность)
• Отгадывание небылиц
5. Тема: Логика и сообразительность
Цель:Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  2. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
  3. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  4. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  5. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  6. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  7. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  8. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  9. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
  10. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  11. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  12. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

Тематическое планирование:

Раздел
Количество часов
1.Мир вокруг нас.

16
2.Обобщения

16
3.Играем в слова

14
4.Последовательность

8
5.Логика и сообразительность

12
6.Узнаем предмет на основе отдельных признаков

6
7.Вербально-логические формы мышления

6
8.Логика и аналогии
ине

10
9.Логика и понимание

10
10.Слово, предложение, рассказ

24
11. Общая осведомлённость.
10
4 часа в неделю. Всего 132 ч.

Календарно-тематическое планирование:

Раздел

Тема
Методич. оснащение
Кол. Ч.

Дата
План

Факт
Мир вокруг нас.

1
Кто что любит? Домашние животные.
Картинки животных и их пищи
1


2
Кто что любит?  Птицы.
Картинки
1


3
Кто что любит? В лесу.
Картинки
1


4
Кто что любит? На воде.
Картинки
1


5
Кому что надо? Животные.
картинки
1


6
Кому что надо? Птицы.
Картинки, детские книжки
1


7

 
Кому что надо? Домашние животные.
картинки
1


8
Кому что надо? В лесу.
Картинки, лото
1


9
Положи картинки на своё место. Насекомые.
Картинки, парные картинки
1


10
Положи картинки на своё место. Животные.
картинки
1


11
Положи картинки на своё место. Цветы.
Картинки, комнатные цветы
1


12
Положи картинки на своё место. Листья.
Набор листьев из бумаги, образцы листьев деревьев
1


13
Скажи, что не верно. Растения.
картинки
1


14
Скажи, что не верно. Животные.
картинки
1


15
Скажи, что не верно. Продукты.
Картинки, лото
1


16
Скажи, что не верно. Игрушки.
Картинки, игра «Обобщения»
1


Обобщения

17
Назови одним словом. Игрушки.
Игра «Обобщения»
1


18
Назови одним словом. Транспорт.
«Обобщения»
1


19
Назови одним словом. Учебные вещи.
картинки
1


20
Назови одним словом. Одежда.
Игра «Обобщения»
1


21
Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний») Одежда.

картинки
1


22
Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)
Обувь.

картинки
1


23
Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)
Мебель.

картинки
1


24
Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)
Продукты.

картинки
1


25
Классификация предметов. Продукты.
картинки
1


26
Классификация предметов. Животные.
картинки
1


27
Классификация предметов. Одежда.
картинки
1


28
Классификация предметов. Обувь.
картинки
1


29
Разложи фигуры (классификация)
Трафареты, образцы геометрических фигур
1


30
Разложи фигуры (классификация). Круг и квадрат.
Круги и квадраты различного цвета и размера
1


31
Разложи фигуры (классификация). Круг и овал.
Круги и овалы разного цвета и размера
1


32
Разложи фигуры (классификация). Квадрат и треугольник.
Квадраты и треугольники разного цвета и размера
1


Играем в слова

33
Отвечай, как можно быстро. Погода.
Календарь природы
1


34
Отвечай, как можно быстро. Времена года.
Игра «Времена года»
1


35
Ассоциации. Одежда.
Игра «Ассоциации»
1


36
Ассоциации. Продукты.
Игра «Горькое. Кислое»
1


37
Ассоциации. Профессии.
Игра «Профессии»
1


38
Ассоциации. Инструменты.
Игра «Обобщения»
1


39
Ассоциации. Обувь.
Игра «Ассоциации»
1


40
Ассоциации. Времена года.
картинки
1


41
Ассоциации. Природа.
Картинки, календарь природы
1


42
Ассоциации. Мебель.
картинки
1


43
Говори наоборот. Признаки предметов.

Игра «Противоположности»
1


44
Говори наоборот. Вкус.

Игра «Горькое, кислое»
1


45
Говори наоборот. Размер.

Фигуры разного размера
1


46
Говори наоборот. Пространственные отношения.

Картина «На поляне»
1


Последовательность


47
Кто кем будет? Животные.
Картинки
1


48
Кто кем будет? Домашние животные.
картинки
1


49
Кто кем будет? Птицы.
картинки
1


50
Кто кем будет? Зоопарк.
картинки
1


51
Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность). На горке.
Серия картинок
1


52
Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность). В столовой.
Серия картинок
1


53
Отгадывание небылиц
Книжка с небылицами
1


54
Отгадывание небылиц
Книжка с картинками
1


Логика и сообразительность

55
Продолжить ряд изображений (последовательность). Цвет.
Цветное лото
1


56
Продолжить ряд изображений (последовательность). Форма.
Набор фигур
1


57
Продолжить ряд изображений (последовательность). Размер.
Набор фигур разного размера
1


58
Продолжить ряд изображений (последовательность). Цветы.
Набор картинок с цветами
1


59
Бусинки (2 цвета)
бусы
1


60
Бусинки (3 цвета)
бусы
1


61
Бусинки (большая-маленькая).
бусы
1


62
Бусинки (цвет и размер разный).
бусы
1


63
Найди ошибку. В лесу.
картинки
1


64
Найди ошибку. В магазине.
картинки
1


65
Найди ошибку. На поляне.
картинки
1


66
Найди ошибку. В школе.
картинки
1


Узнаем предмет на основе отдельных признаков

67
Волшебные очки
картинки
1


68
Волшебные очки
картинки
1


69
Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака.
картинки
1


70
Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака
картинки
1


71
Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков
картинки
1


72
Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков
картинки
1


Вербально-логические формы мышления


73
Определение понятий.


1


74
Определение понятий


1


75
Сравнение и различение понятий

1


76
Сравнение и различение понятий

1


77
Маленькая хозяйка
Игра «Уютный уголок»
1


78
Маленькая хозяйка
Игра «Уютный уголок»
1


Логика и аналогии

79
Кому что нужно (профессии)

Игра «Профессии»
2


80
Кому что нужно (профессии)

Игра «Профессии»
2


81
Кому что нужно (предмет и его часть)

Игра «Часть и целое»
1


82
Кому что нужно (животные, кто что ест)

Игра «Лесное лото»
1


83
Вербальные аналогии

картинки
1
2

84
Вербальные аналогии

картинки
1


85
 Рассказ по картине. В лесу.

Картина «В лесу»
1
4

86
Рассказ по картине. В парке.
Картина «В парке»
1


87
Рассказ по картине. В столовой.
Картина «В столовой»
1


88
Рассказ по картине. На детской площадке.
Картина «На детской площадке»
1


Логика и понимание


89
Звёздочки
Игра »Звёздочки»
1
1

90
Продолжи ряд.
Игра «Продолжи ряд»
1
1

91
Сейф
Игра «Сейф»
1
2

92
Сейф

1


93
Объяснялочка
картинки
1
2

94
Объяснялочка

1


95
Ситуации
Сюжетные картинки
1
2

96
Ситуации
Сюжетные картинки
1


97
События
Картинки о праздниках
1
2

98
События
картинки
1


99
Зима
Картинки о зиме
1
2

100
Зима
Картинки о зиме
1


101
Весна
Картинки о весне
1
2

102
Весна
Картинки о весне
1


Слово, предложение, рассказ


103
«Слова и звуки». Первый звук в слове.
Азбука в картинках
1
4

104
«Слова и звуки». Последний звук в слове.
картинки
1


105
«Слова и звуки». Слово рассыпалось.
Разрезная азбука
1


106
«Слова и звуки». Собери слово.
Разрезная азбука
1


107
«Буква волшебница».

Набор букв
1
2

108
«Буква волшебница»

Набор букв
1


109
«Буква заблудилась»

Игра «Буква заблудилась»
1
2

110
«Буква заблудилась»

Игра «Буква заблудилась»
1


111
Объясни пословицу

1
2

112
Найди лишнее слово. Животные.

Предметные картинки
1
10

113
Найди лишнее слово. Насекомые.

Предметные картинки
1


114
Найди лишнее слово. Продукты.

Предметные картинки
1


115
Найди лишнее слово. Одежда.

Предметные картинки
1


116
Найди лишнее слово. Обувь.

Предметные картинки
1


117
Найди лишнее слово. Овощи.

Предметные картинки
1


118
Найди лишнее слово. Ягоды.

Предметные картинки
1


119
Найди лишнее слово. Фрукты.

Предметные картинки
1


120
Найди лишнее слово. Птицы.

Предметные картинки
1


121
Найди лишнее слово. Мебель.

Предметные картинки
1


122
Чистоговорки.

1
4


123
Чистоговорки

1


124
Чистоговорки

1


125
Чистоговорки

1


Общая осведомленность

126
•Классификация предметов. Цвет.

Предметные картинки
1
6


Классификация предметов. Форма.
Предметные картинки
1



Классификация предметов. Размер.
Предметные картинки
1



Классификация предметов по назначению.
Предметные картинки
1



Классификация предметов по материалу.
Предметные картинки
1



Классификация продуктов по вкусу.
Предметные картинки
1



«История в картинках»
Серия картинок
2
2


Игра-соревнование «Как это можно использовать? »

картинки
2
2

Комментариев нет:

Отправить комментарий