пятница, 9 сентября 2016 г.

Конспект урока по теме "На­блюдение за погодными явлениями".

Тема: На­блюдение за погодными явлениями.

Цель: формировать обобщенное представление о погодных явлениях.

Задачи:
образовательные:
1 уровень:
- упражнять в узнавании, уточнении названий погодных явлений,
- учить узнавать, показывать и называть (по возможности) погодные явления,
- учить соотносить картинки с изображением погодных явлений,
2 уровень:
- расширять и углублять представления о погодных явлениях,
- формировать представление о погоде весной,
- закреплять счёт в пределах 3,
- закреплять понятия «большой – маленький», «узкий – широкий»,
- закреплять знание геометрических фигур,
коррекционные:
- развивать внимание,
- развивать речь,
- развивать мышление,
- развивать наблюдательность,
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе,
- воспитывать интерес к погодным явлениям.

Оборудование: календарь погоды, модели дождевых червей разного размера (по 3 штуки каждому ученику), звук грозы и ручья, модели ручья узкого и широкого, сенсорная дорожка- мостик, геометрические фигуры для игры «Найди лишний», круг-солнце (по количеству детей), пластилин, подкладные доски, жёлтые прищепки, краски, лист бумаги для рисования, кисти, стаканы-непроливайки с водой, таз с водой, кораблики, коммуникативные доски, зрительное расписание уроков  класса, индивидуальные расписания активностей на урок, сосулька, вата, пинцет, блюдце.

Ход урока.
1. Работа с календарем погоды.
- Назови фигуры (2 круга, овал).
- На фланелеграфе выбери лишнюю фигуру (круг среди квадратов, зелёный среди синих, большой среди маленьких). Почему она лишняя?
- Вот карточки из календаря природы. Что это? (Солнце). Что это? (Облако).
- На какую фигуру похоже солнце? Помести его рядом с кругом.
- А облако на какуе геометрическую фигуру похоже? Помести его рядом с овалом.
 - Когда солнце, говорят «солнечно, ясно». Покажи «солнечно». Покажи «холодно». (Упражнение: обучение учеников в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с по­мощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и рас­крыть руки, как бы подставляя их солнцу.)
- Когда облака на небе, говорят «пасмурно, облачно».
- Посмотрим в окно.Какая погода сегодня? (Солнце или облака на небе?) Выбери из этих картинок соответствующую погоде, размести на календаре природы.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за погодными явлениями весной.
- Выбери, за что будешь работать (подкрепление).

2.Наблюдение за природными явлениями.
а) Весной может светить солнце, и о погоде тогда говорят «ясная, солнечная».
- Давайте сделаем модель солнца.
- Какую выберем фигуру6 круг или овал? (Круг).
- Закрасим солнце. Какого цвета пластилин выберем? Покажи. Отрежьте кусочек жёлтого пластилина. Размажьте пластилин на  бумажном круге.
- Солнце светит, посылает тёплые лучики. Соберите лучики-прищепки по кругу.
Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит...
- Выполнили задание? Скажи: «Я закончил». Убери карточку из расписания.
б) Капель.
Выросла сосулька 
За ночь у окна. 
Ручеек забулькал. 
Что это?... Весна.
- Зимой было тепло или холодно? (Холодно. Везде лежал снег.)
- Весной днём солнце пригревает. Снег тает днём, а ночью бывает холодно и талая вода замерзает, превращается в лёд, так образуются сосульки. Особенно много сосулек свисает с крыш. Днём солнце согревает сосульки, и они тают, с кончиков капает вода.
- Как называется это явление? (Капель).
Показать сосульку, в тёплом помещении она тает, капает вода.
Ю. Поляков

С деревьев –кап!
С карнизов –кап!..
Прощайте, холода!
С  балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!
Кап-кап! Кап-кап! -
Со всех сторон
Мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
- Кап-кап! - Весна!- Весна! 
 - Послушает ритм капели: кап-кап (учитель хлопает в ладоши или по парте  стучит медленно). Повторите.
- Солнце сильнее пригрело, быстрее тает сосулька. Послушайте. (Быстро).
Повторите. (Ими­тационные движения ногами или пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием: «кап-кап».)
-  Как надо вести себя,  когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?
в) Ручьи.
- С крыш, с заборов, с деревьев капает талая вода. Тает от солнечного тепла снег и на земле. Во что превращается лёд и снег на солнце? (В воду). Образуются лужи.
Можно в лужах пускать кораблики. Давайте подуем ветерком на кораблик. Чтоб тот поплыл.
- Маленькие лужицы наполняются, растут в размерах, соединяются, образуют ручьи. Бегут, журчат ручьи.
- Сколько у нас ручьёв? (2).
- Покажите, где узкий ручей? Перепрыгнем через ручей.
 Синей лентой ручеёк
Прямо в речку с горки -скок!
Понесла его река
И не стало ручейка... 
- Где широкий ручей? Перейдём ручей по мосту (сенсорная дорожка) (шаги лицом к мосту, а обратно- приставные шаги боком).
г) Облако. Туча. Дождь. Гроза. Радуга.
Опыт: Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.
 - Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.


Что случилось? Это что?
Туча словно решето.
Грохнул гром. Вот это да – 
С неба хлынула вода!
Тучи темные собрались,
Да по небу распластались.
Ветер дунул, грохнул гром,
Небо вылилось… Дождем!
Раскатилось громом лето,
Громыхнула туча где-то.
И, когда совсем не ждешь,
С неба хлынет теплый… дождь!
Кто умыл водой траву,
Залил неба синеву?
Кто по лужам пробежал,
Хрупкой капелькой дрожал?
- В тёплый солнечный день во время дождя можно наблюдать красивое явление. Как оно называется? (Картинка радуги). Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце. 
Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса - к полоске,
Линия - к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя...

Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
- Давайте нарисуем радугу. Будем выбирать краску заданного цвета и рисовать дугу одну за другой. Уже есть дуга жёлтая. Покажите её. Синяя…
- Раскрасим верхнюю дугу красным цветом, среднюю – зелёным.
- Послушайте, что это. (Гроза).
- Во время грозы  не только дождь можно наблюдать, но гром и молнию. Покажите на картинке молнию.
А. Тесленко
В тучках прячется гроза,
Злится точно, как коза.
Только рожки у нее,
Молний острое копье.

- После дождя из земли на поверхность вылезают черви. Они проделывают полезную работу, нужно аккуратно идти после дождя, чтоб не повредить дождевых червей.
- Давайте выложим червяков последовательно от самого большого до самого маленького.
- Посчитай, сколько червей всего. (3)
3. Просмотр презентации «Погодные явления».
4. Самостоятельная работа: соотнеси карточки-явления погоды с такими же изображениями на листе.
5.Работа в опорных листах и тетрадях.
Обводка «Весна» (обведи контуры солнца, цветка).
6. Итог урока.
- Что вам сегодня понравилось делать на уроке?
Дать уч-ся подкрепления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий