Конспект урока по теме "Наблюдение за погодными явлениями".
Тема: Наблюдение за погодными явлениями.
Цель: формировать обобщенное представление о погодных явлениях.
Задачи:
образовательные:
1 уровень:
- упражнять в узнавании, уточнении названий погодных явлений,
- учить узнавать, показывать и называть (по возможности) погодные явления,
- учить соотносить картинки с изображением погодных явлений,
2 уровень:
- расширять и углублять представления о погодных явлениях,
- формировать представление о погоде весной,
- закреплять счёт в пределах 3,
- закреплять понятия «большой – маленький», «узкий – широкий»,
- закреплять знание геометрических фигур,
коррекционные:
- развивать внимание,
- развивать речь,
- развивать мышление,
- развивать наблюдательность,
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе,
- воспитывать интерес к погодным явлениям.
Оборудование: календарь погоды, модели дождевых червей разного размера (по 3 штуки каждому ученику), звук грозы и ручья, модели ручья узкого и широкого, сенсорная дорожка- мостик, геометрические фигуры для игры «Найди лишний», круг-солнце (по количеству детей), пластилин, подкладные доски, жёлтые прищепки, краски, лист бумаги для рисования, кисти, стаканы-непроливайки с водой, таз с водой, кораблики, коммуникативные доски, зрительное расписание уроков класса, индивидуальные расписания активностей на урок, сосулька, вата, пинцет, блюдце.
Ход урока.
1. Работа с календарем погоды.
- Назови фигуры (2 круга, овал).
- На фланелеграфе выбери лишнюю фигуру (круг среди квадратов, зелёный среди синих, большой среди маленьких). Почему она лишняя?
- Вот карточки из календаря природы. Что это? (Солнце). Что это? (Облако).
- На какую фигуру похоже солнце? Помести его рядом с кругом.
- А облако на какуе геометрическую фигуру похоже? Помести его рядом с овалом.
- Когда солнце, говорят «солнечно, ясно». Покажи «солнечно». Покажи «холодно». (Упражнение: обучение учеников в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу.)
- Когда облака на небе, говорят «пасмурно, облачно».
- Посмотрим в окно.Какая погода сегодня? (Солнце или облака на небе?) Выбери из этих картинок соответствующую погоде, размести на календаре природы.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за погодными явлениями весной.
- Выбери, за что будешь работать (подкрепление).
2.Наблюдение за природными явлениями.
а) Весной может светить солнце, и о погоде тогда говорят «ясная, солнечная».
- Давайте сделаем модель солнца.
- Какую выберем фигуру6 круг или овал? (Круг).
- Закрасим солнце. Какого цвета пластилин выберем? Покажи. Отрежьте кусочек жёлтого пластилина. Размажьте пластилин на бумажном круге.
- Солнце светит, посылает тёплые лучики. Соберите лучики-прищепки по кругу.
Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит...
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит...
- Выполнили задание? Скажи: «Я закончил». Убери карточку из расписания.
б) Капель.
Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна.
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна.
- Зимой было тепло или холодно? (Холодно. Везде лежал снег.)
- Весной днём солнце пригревает. Снег тает днём, а ночью бывает холодно и талая вода замерзает, превращается в лёд, так образуются сосульки. Особенно много сосулек свисает с крыш. Днём солнце согревает сосульки, и они тают, с кончиков капает вода.
- Как называется это явление? (Капель).
Показать сосульку, в тёплом помещении она тает, капает вода.
Ю. Поляков
С деревьев –кап!
С карнизов –кап!..
Прощайте, холода!
С балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!
Кап-кап! Кап-кап! -
Со всех сторон
Мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
- Кап-кап! - Весна!- Весна!
С деревьев –кап!
С карнизов –кап!..
Прощайте, холода!
С балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!
Кап-кап! Кап-кап! -
Со всех сторон
Мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
- Кап-кап! - Весна!- Весна!
- Послушает ритм капели: кап-кап (учитель хлопает в ладоши или по парте стучит медленно). Повторите.
- Солнце сильнее пригрело, быстрее тает сосулька. Послушайте. (Быстро).
Повторите. (Имитационные движения ногами или пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием: «кап-кап».)
- Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?
в) Ручьи.
- С крыш, с заборов, с деревьев капает талая вода. Тает от солнечного тепла снег и на земле. Во что превращается лёд и снег на солнце? (В воду). Образуются лужи.
Можно в лужах пускать кораблики. Давайте подуем ветерком на кораблик. Чтоб тот поплыл.
- Маленькие лужицы наполняются, растут в размерах, соединяются, образуют ручьи. Бегут, журчат ручьи.
- Сколько у нас ручьёв? (2).
- Покажите, где узкий ручей? Перепрыгнем через ручей.
Синей лентой ручеёк
Прямо в речку с горки -скок!
Понесла его река
И не стало ручейка...
Прямо в речку с горки -скок!
Понесла его река
И не стало ручейка...
- Где широкий ручей? Перейдём ручей по мосту (сенсорная дорожка) (шаги лицом к мосту, а обратно- приставные шаги боком).
г) Облако. Туча. Дождь. Гроза. Радуга.
Опыт: Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.
- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
Что случилось? Это что?
Туча словно решето.
Грохнул гром. Вот это да –
С неба хлынула вода!
Тучи темные собрались,
Да по небу распластались.
Ветер дунул, грохнул гром,
Небо вылилось… Дождем!
Раскатилось громом лето,
Громыхнула туча где-то.
И, когда совсем не ждешь,
С неба хлынет теплый… дождь!
Кто умыл водой траву,
Залил неба синеву?
Кто по лужам пробежал,
Хрупкой капелькой дрожал?
Туча словно решето.
Грохнул гром. Вот это да –
С неба хлынула вода!
Тучи темные собрались,
Да по небу распластались.
Ветер дунул, грохнул гром,
Небо вылилось… Дождем!
Раскатилось громом лето,
Громыхнула туча где-то.
И, когда совсем не ждешь,
С неба хлынет теплый… дождь!
Кто умыл водой траву,
Залил неба синеву?
Кто по лужам пробежал,
Хрупкой капелькой дрожал?
- В тёплый солнечный день во время дождя можно наблюдать красивое явление. Как оно называется? (Картинка радуги). Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.
Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса - к полоске,
Линия - к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя...
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
Радуга, радуга!
Полоса - к полоске,
Линия - к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя...
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
- Давайте нарисуем радугу. Будем выбирать краску заданного цвета и рисовать дугу одну за другой. Уже есть дуга жёлтая. Покажите её. Синяя…
- Раскрасим верхнюю дугу красным цветом, среднюю – зелёным.
- Послушайте, что это. (Гроза).
- Во время грозы не только дождь можно наблюдать, но гром и молнию. Покажите на картинке молнию.
А. Тесленко
В тучках прячется гроза,
Злится точно, как коза.
Только рожки у нее,
Молний острое копье.
- После дождя из земли на поверхность вылезают черви. Они проделывают полезную работу, нужно аккуратно идти после дождя, чтоб не повредить дождевых червей.
- Давайте выложим червяков последовательно от самого большого до самого маленького.
- Посчитай, сколько червей всего. (3)
3. Просмотр презентации «Погодные явления».
4. Самостоятельная работа: соотнеси карточки-явления погоды с такими же изображениями на листе.
5.Работа в опорных листах и тетрадях.
Обводка «Весна» (обведи контуры солнца, цветка).
6. Итог урока.
- Что вам сегодня понравилось делать на уроке?
Дать уч-ся подкрепления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий